Откуда берется творческий пласт людей в городе? Он появляется из замыслов и идей молодых энтузиастов. Они творят культуру ради пробуждения её в сердцах молодёжи.

Театр

Юлия Ионушайте заведущая литературно-драматургической частью «Театра на Спасской»

Юлия Ионушайте

Театр и молодёжь нельзя разделить. Это в определённом смысле слова-синонимы. Значит, в поисках ответа на вопрос об их взаимоотношениях, можно сначала ответить на вопрос, что такое театр или что такое молодёжь. Но даже пробовать по-настоящему ответить на вопрос, что такое театр, довольно нелепо – на это не хватит и жизни. (Это, примерно, как в двух словах ответить на вопрос о смысле жизни – можно, конечно, но в лучшем случае ответом будет просто удачная шутка, всерьёз этого сделать нельзя.) Можно тогда попробовать понять, что же такое молодёжь? Но, кажется, и с этим есть определённые трудности. Ведь можно в тридцать быть занудным скучным стариком. И можно в семьдесят оставаться восемнадцатилетним. Открытым новому, любопытным, ищущим, горячим.

В 2016 году «Театр на Спасской» отметил свой 80-летний юбилей. Над концепцией этого вечера работал молодой (!) режиссёр Степан Пектеев. Обернувшись назад, в историю театра, глядя на тех, кто служит в нём сегодня, заглядывая вперёд, он вывел формулу, «диагноз» нашего театра: «Театр на Спасской» – театр вечной молодости.

Мы занимаемся тем, что нас сегодня волнует, тревожит, будоражит. И в этом смысле вдохновляемся собой. Своими интересами. Своими мечтами. Своими мирами. В фокусе интересов театра всегда находился человек. Только человек и занимает театр на протяжении тысячелетий. Занимает ли театр только молодёжь? С одной стороны, вряд ли. С другой, если подумать, то и король Лир был когда-то молодым!

Театр и молодёжь тянутся друг к другу. Созидательная сила взаимного притяжения и дарит вдохновение на новые проекты. На каждой читке, встрече с драматургами, переводчиками, режиссёрами, артистами мы видим новые лица. Молодёжь давно поняла, что театр – это не фанерные пыльные декорации. Не Шекспир в бархатных штанишках. Это что-то совсем другое. Живое. Дерзкое. Смелое в своих высказываниях и поисках. Глубокое. То, что помогает учиться понимать самих себя. Сегодняшний сложный и яростный мир. Даёт возможность пусть недалеко, но заглянуть в завтра. Круги по воде ширятся. И приводят в театр всё новых людей. А новые люди и лица дают импульс к новым формам и видам взаимодействия.

 

Катерина Лучникова, руководитель недетского театра «Кактус»

 

Музыка

Павел Мятный (Ручка Джо Кокера, Чикамото), музыкант, организатор концертов, основатель «Замок Кайфа Entertainment», репетиционной базы «Саркофаг», независимого издательства «Сияние»

Павел Мятный

C 2003 года я занимаюсь организацией разных мероприятий: концерты, поэтические вечера, политические акции. Есть «Замок Кайфа» и это отдельная ветвь моей работы. Она направлена на яркие концерты, более танцевальные и движовые, объединяющие разных людей, вовлекающие молодёжь, события ,где нет места скуке и мрачности. Занимаюсь им с 2011-го года. Но реальный отклик на такие мероприятия начал ощущать только в 2017 году. Наконец-то подросло незапаренное, не мрачное поколение новых людей, готовых воспринимать всё так, как оно есть. Людей стало приходить очень много. Хоть я и привозил крутые группы — такие как «Макулатура», но я горжусь более всего привозом многими непонятым Антона Рипатти и его «Бабкабэнд» — это просто кудесник и сумасшедший алмаз отечественной сцены. Обязательно зацените его.

Есть в моей деятельности и  «Сияние» — это российское издательство. У нас выпускаются как местечковые герои, например, ростовская группа «Ушу» и любимые всей страной «Чёрная Речка», так и мэтры «ПТВП» выпустили у нас винил своего предпоследнего на данный момент альбома «Ключи от всех дверей». Недавно мы выпустили первую книгу — «КонтрКультУр’а: опыт креативного саморазрушения».

Ещё на протяжении 8 лет я содержу репетиционную точку «Саркофаг», которая является культурным и досуговым центром для молодых музыкантов. Молодёжь может записываться у меня, сочинять, репетировать и общаться. Если люди приходят на точку, то им это действительно нужно. Я вижу, как у них горят глаза и сколько в них энергии — в таком случае я не могу стоять в стороне и стараюсь всячески им помогать. Вспоминаю, как было у меня в юности, когда ничего не было. У нас не было никаких точек, ни в один ДК нас не пускали, нам не давали никаких мест, молодёжь не уважали.

Главное, чтобы люди болели за то, что делают и понимали, что музыкой можно жить, а не наплевательски к ней относиться. Хочу чтобы росло количество групп и я бы бежал на концерты, чтобы узнать что-то новенькое. Сейчас всем не хватает какой-то активности в социальных сетях, продвижения себя, мало информации.

Я всегда стараюсь в своих фестивалях поддерживать молодые группы, но, к сожалению, не все они остаются в строю. «Soczewica», например, куда-то пропали… Может кто-то в армию ушёл, не знаю. Вся жизненная сила словно собралась в группе «Granks». Они учатся сами продвигаться: делают фотосессии, снимают видео и продвигают себя в социальных сетях.

Я готов передать свой опыт, потому что в моей молодости не было того, кто объяснит что и как делать: как организовать концерт, привезти звук, заказать билеты, найти ночлег. На самом деле и не нужно быть супер-организатором. Нужно просто быть ближе к людям. А там уже остаётся разделить задачи в команде и понять, что все не так сложно. Сами группы, кстати, могут организовать концерт, собственные дружеские фестивали и я жду это он них. Главное, чтобы все жили в движении.

Сам сейчас планирую заниматься своим творчеством в моих группах: рокенрольных «Суперкозлах» и инструментальных «Операция: Алмазное Бикини». Ездить в туры и записывать альбомы. Развивать репточку. Рости как организатор концертов, выходить на более крупный уровень, но не забывать о маленьких милых мероприятиях. Находить и привозить кайфовые команды.

 

Клубная среда

Иван Полушкин, арт-директор клуба «Конструктор — Практик»

Иван Полушкин

Еще до того, как начали строиться, мы стали продумывать новый формат площадки – где сочетались сразу бы и кухня, и коктейли, и вечеринки, и лекции и читки пьес. График мероприятий планировалось забивать максимально, чтобы разные творческие ребята смогли проявить себя. Главное, эти мероприятия не должны расходиться с нашим общим видением. Такой подход использовался и в баре «Che Pay».

Сейчас 60-70% посетителей — молодая аудитория от 18 до 22 лет, но всё зависит от мероприятий. Когда проходят вечера фортепианной музыки, то часть аудитории составляет молодежь — одногруппники и друзья выступающих от 17 до 20 лет, но при этом половину зала занимают взрослые. На такие вечера я сам приглашаю свою маму. Но в основе, конечно, молодая аудитория. Молодежь для меня — это вдохновение, будущее и фундамент.

Количество людей важно и неважно одновременно. Главное, чтобы нам это нравилось. Тематики  лекций, например, мы выбираем практически все, но есть один запрет — политика. Хоть какие деньги нам не предлагай — это скользкая дорожка. На лекции ребята приходят даже просто ради моды, то всё равно знания к ним поступают нативно. У всех свои интересы. Всегда есть люди, которые ходят ради съема, а кто-то приходит ради того, чтобы обучиться и в нормальной компании провести время. Так же и с вечеринками.

Очень рады, что есть связь с Театром на Спасской. Контакт пошёл именно от нас. Мы познакомились с ребятами, когда проводили фестиваль «Дымка». Посыл шёл от музыканта Ромы Цепелева, который пишет для них музыку. Рома познакомил меня с завлитом театра Юлией Ионушайте, а потом мы организовали первую читку в рамках фестиваля. Это прошло, было прикольно. На «Дымке» это было минут 20 и молодёжи понравилось.

Народ у нас не такой тупой, как все думают. Другое дело людей распинать. Самое простое — это сослаться на Кировское болото, но если начинаешь ребятам что-то новое доносить, то и получаешь моментальный «фидбэк». В основном плохие отзывы говорят люди, которые сами ничего не делают.

Думаем, что сейчас будем улучшать наши форматы. Круто ощущать «фидбэки» от молодых ребят. Читки, лекции, тусовки. Скоро будет мастер-класс по мобильной фотографии. Сейчас миссия — создать вокруг себя сообщество из творческих людей, новый пласт интеллигенции. Просто сейчас всё как-то грустно. Круто видеть заинтересованность аудитории, особенно, когда на читки или интересные музыкальные привозы приходит 200 человек молодых ребят.

 

Сообщества

Евгений Разумов, основатель проекта «Фотоэкспедиция»

 

Дарья Ананьева, куратор проектов «Новая строка» и «Клуба молодых журналистов»

Дарья Ананьева

На первом курсе университета (в 2013 году) я познакомилась с Артемом Макаровым, который пригласим меня в редакцию молодежной газеты «СтудEnter» на базе Дворца молодежи. Там я узнала Наташу Баранову, потом к нам присоединилась Катя Нагайчук и многие другие.

Летом 2013 погиб Артем, а через год нас закрыли. До сих пор не понимаю, как Наташа взяла себя в руки, но мы нашли издателя и создали собственное медиа «Новая строка» (Дворец молодежи не дал нам использовать бренд «СтудEnter»), а потом она придумала Клуб молодых журналистов, где мы проводили лекции, мастер-классы и воркшопы не только для студентов-журналистов, а для любых желающих. Мы понимали, что если хотим делать хорошее СМИ, то надо бы еще учиться.  Вход на все наши мероприятия абсолютно бесплатный.

Собственное СМИ так себе затея, особенно, когда тебе 20 лет. Но у нас был издатель Юрий Евгеньевич Чувашев, который брал на себя все материальные расходы. Известные кировские журналисты поддерживали нас: читали газету и говорили, что надо улучшить и главное – как. Мы сами развозили свежие выпуски, договаривались о рекламе и вообще делали многое впервые, но мне кажется, мы отлично справлялись.

За все это время (Клуб и «Новая строка» были основаны в октябре 2014 года) через нас прошли сотни журналистов, кто-то понял, что это не их, а кто-то сейчас учится в лучших вузах страны и публикуется в крутейших СМИ. Я уверена, что все это потому, что когда-то мы помогли понять человеку, что журналистика — его призвание. Мы сами сталкивались с проблемой, что к молодым кадрам скептически относятся в редакциях. И если тебе 17-18 лет, то вряд ли дадут писать то, что тебе хочется. В этом есть логика, но никто не хочет тратить время на молодого журналиста. Мы же с некоторыми писали статьи неделями и месяцами, а потом видели отличный результат, видели, как человек рос на глазах – это всегда приятно.

Клуб и «Новая строка» — это отличный симбиоз теории и практики: в Клубе мы учимся и дискутируем, а в «Новой строке» применяем все это на деле. Я рада, что вокруг нас создается коммьюнити из журналистов и активистов, которым небезразличен город, которые создают удивительные тексты и пишут не «о дураках и дорогах», а о неизвестном граффити-художнике или абъюзивных отношениях. За все это время у нас было не так уж и много конкурентов, но я никогда не смотрела «а как там у них», мне было все равно, я всегда думала о том, что мы создаем и делаем. И мне кажется, это правильно.

Музеи

Анна Смирнова, участник проектов «Ночь в музее», «Ночь искусств», «Арт-инженериум»

Создатели проекта «ART-преобразование городской среды», Анна Смирнова третья справа

Что такое проект «ART-преобразование городской среды» Вятского государственного университета? Это проект, который был инициирован в 2016 году студентами и преподавателями кафедры культурологии ВятГУ (руководитель – Ю. И. Колобова, зам. директора института гуманитарных и социальных наук). На сегодняшний день проект включает в себя «Арт-Инженериум», проходящий в рамках международных акций «Ночь музеев», «Ночь искусств», «ART-Cад» на площадке Ботанического сада университета, экскурсионное студенческое бюро «Нескучный город».

Наша изначальная идея была связана с созданием нового выставочного, пусть и временного, пространства на площадке университета. Долгое время традиционные музейные пространства видели свою миссию лишь в сохранении культурного наследия. Объект искусства при этом словно консервировался, а доступ к нему становился ограниченным. Зритель мог изучать его, рассматривая лишь на расстоянии. Нам показалось интересным оттолкнуться в своей деятельности от иного опыта взаимоотношения с предметом искусства – тактильного и игрового. Сформировав концепцию, мы начали создавать иное художественное пространство, в котором можно стало познавать искусство активно. Именно поэтому на наших площадках сегодня можно бегать, нюхать, танцевать, активно контактировать с экспонатами… У наших «art-ночей» появилась своя аудитория (прежде всего, это молодежь и школьники, которые приходят с учителями, родителями, бабушками и дедушками). Наша зрители – это люди неравнодушные к экспериментам в городском пространстве, а таких в нашем городе оказалось немало. Рекорд – около пяти тысяч зрителей, которые за шесть часов составили аудиторию проекта «ART-Сад. Ночь открытия», который был посвящен 105-летию Ботанического сада.

Проекты позволили объединить не только молодых культурологов, но и художников, дизайнеров, химиков, информатиков, инженеров, что дает толчок для реализации самых разных креативных практик. Если говорить о моих предпочтениях, то это перфомансы и инсталляции. Существует потребность вовлечь младшее поколение студентов в такие художественные практики. Перфомативное представление имеет особый язык, позволяющий говорить о наиболее волнующем тебя лично «здесь и сейчас». Участники перформансов, мастер-классов, из числа студентов, всегда находятся под большим впечатлением от опыта общения со зрителем, это дает им ощущение сотворчества и соучастия.

За время проведения акций нашими партнерами стали Театр на Спасской, Вятский художественный музей В.М. и А.М. Васнецовых, палеонтологический и краеведческий музей, Драматический театр, компания «Имлайт» и др.

Для чего мы это делаем? Для нас как для студентов это был первый опыт участия в разработке и реализации креативных идей в рамках столь масштабных акций. Во-вторых, для нас как людей неравнодушных к культурной жизни г. Кирова – реальная возможность предложить горожанам новые формы проведения досуга. Именно такие форматы и позволили многим горожанам считать, что ВятГУ и есть тот «университет, который не спит».