Пока едешь в автобусе, машине или поезде… Пока идешь по перрону, площади или улице. Пока ты просто смотришь в окно, они задают тебе очередной вопрос. В чём дело? Кто они? Их мысль открыта для твоих глаз. Они пишут её тебе на стене, на заборе, на любой поверхности. Пишут свободно. У них нет чувства закона. Есть свои правила. Они живут в собственном стиле, противоречащем системе. Их поведение девиантное. Весь протест несёт вопрос. Даже самые уродливые, неприятные, некультурные обращения оказываются формой не отклонения, а скорее единения с обществом. Они выносят на стену правду: свою и твою. Эти люди рисуют граффити. И это люди из того же общества, что и ты. Об этом мы и решили поговорить с OPIE04 (по просьбе не называем реального имени и фамилии) и скорее  уточнить, что же всё кроется в головах уличных художников.

Детство и наблюдения

НС: С чего начался твой диалог с обществом?

OPIE04: Всё точно началась не с желания сказать что-то кому-то. Наверное, процесс запустился ещё в раннем детстве, когда мой возраст достиг лет 8-9. Я наблюдал за своим дядей. Меня привлекал его образ жизни, его комната, старый стол…На этом столе, кстати, было стекло, которое, наверное, раньше было у всех. Под ним он хранил разные вырезки, наклейки и свои рисунки. Там шрифты, буквы… Ну и начал подражать, рисуя что-то подобное. Любовь к рисованию была большая. Нравилось представлять, что картинка из моей головы как бы живая, а я лишь переношу её на бумагу и тогда она существует.

 

Процесс запущен

Так всё на листочках и продолжалось, пока я не перешёл в 9 класс. Тогда все определились с будущей профессией. В моей голове представление, чего я хочу не было. Только рисовал и всё. Творил на полях, на последних страницах тетради, на обложке дневника, в учебнике, на партах и доске, когда была перемена… Тогда я познакомился с парнем из 11 классов. Мы оба любили рисовать скетчи и уже на форматах больших — А4 и А3. С этого времени началось увлечение именно граффити. Мы еще тогда выражались:«Пускаем слюни на куски и шрифты: DARE, MAD C, BRUSK». Появился в жизни и хип-хоп, всякие тематические фильмы и литература в виде интернет-журналов и прочего. Как-то так всё и завертелось с детского подражания.

 

НС: Говоришь, что тогда был период, когда все с профессией определялись. Тебе это удалось?

OPIE04: Да, тогда я как-то услышал про художественное училище имени А.А.Рылова. Я говорил всем, наконец, чего я хочу и куда хочу поступить. Первоначальной базы я в тот момент не имел и в художественную школу не ходил. Поэтому всех одолевали сомнения, поступлю ли я. Вообще не представлял, что рисуют художники. Я даже в меру своей горячей заинтересованности не мониторил и не изучал ту профессию. Просто сказал всем и себе, что хочу рисовать. В общем, я поступил! Но с натяжкой — на платное обучение. Учась я очень много чего узнал нового, много людей. Куча информации о людях, об искусстве и как все это переплетается, полилась мне в голову.

Я поменял взгляды на всё, что меня окружало.

НС: Тогда, наверное, было много практики именно на холсте, а что с граффити? Как же стены? Когда нарисовал свою первую работу на стене?

OPIE04: Первый кусок был сделан перед поступлением в училище. Мой первый курс прошел без особых знакомств. Но ребят, кто увлекался граффити, я уже знал. Где-то уже в конце первого курса, я познакомился с ребятами из ORSA. Тогда очень плотно начали общаться. Меня позвали в команду.

 

 

До этого, кстати, мы много рисовали летом с тем парнем из школы, сделали свою команду INK. Наши первые три работы с ним были сделаны на заброшенной стройке, где мы очень много времени проводили. Это был наш постоянный «спот», с самыми разными развлечениями. На самом деле, как вспоминаю, так в смех бросает как мы рисовали тогда. Брали эмаль, постоянно шкерились, одевали балаклавы зачем-то. Тогда еще в первый раз с полицией познакомились (на тот момент милиция). Подружились с сотрудниками. Они ничего не делали за те рисунки, а даже заинтересовались.

Позже собрали вокруг ребят со двора, увлеклись этим все вместе. Делали по большей части ерунду, но делали. Но потом все как-то прекратилось.

Было много всего, разных мелочей, которые составляли в итоге что-то большое, цельное. Учеба ,конечно, прошла большим таким паровозом, целым составом, по моему мировоззрению! До вступления в ORSA, я пытался рисовать пару раз INK + ORSA, собрались в итоге один раз. А потом только с ORSA и все.

НС: Объясни названия граффити-группировок ORSA и INK.

OPIE04: Про Название команд. “INK” , если дословно, то это чернила по переводу с английского. Но, а так мы просто для себя иногда смеялись: IN CREW (и не важно что не “K” , а “С”), то есть в команде. А вообще смысла особо не вкладывали. В ORSA тем более.

 

НС: Что и в INK и в ORSA рисовали только на стенах?

OPIE04: Нет-нет. Много делали скетчей. Всегда рисовал на бумаге. Часто думал, что на стены мне идти ещё рано. Но было всё же время, когда мы считали себя вандалами. По ночам ходить и оставлять свой след — это было очень круто. Радость была от того, что люди увидят это утром. Но со временем вандализм сменился чем-то легальным. Больше стали привлекать техничность, стиль и атмосфера спокойного рисования. Стена — это же большой холст, где ты можешь нарисовать то, что хочешь.

Для меня это были буквы. Мне нравится придумывать шрифт, рисовать буквы так, чтобы позиционно ни смотрелись вместе. Это всегда у меня в душе.

 

Техника и стиль

OPIE04: Как я говорил, «пускали слюни» на работы многих крутых чуваков. Смотрели всем известные фильмы : «STYLE WARS” , “Graffiti instinkts», различные документальные фильмы, «Выход через сувенирную лавку». В общем, от вдохновения моим дядей до всего, что можно рассказать, показать и пропеть о культуре граффити. Там , правда, куча всего. Многие люди, на которых мы смотрели с экранов мониторов, имели художественное образование.

 

Вдохновение

Узнавал во время учебы о различных переплетениях, связях, вплоть до того, что муж моей преподавательницы в юности общался с родственниками Марка Шагала. Это дало мне возможность получить «5» в дипломе, после прочтения моего эссе о художнике CIKE 1. Он в своё время был вдохновлён творчеством Шагала и обучался на его родине, Витебской области, в Белоруссии. Тут и выплывает главный пример того, что вся культура, искусство и общество связаны между собой. Это завораживает! Заставляет узнавать и интересоваться ещё и ещё!

НС: А между собой (граффитистами) вы в Кирове общались? Были какие-то встречи, чтобы поделиться что информацией, что опытом?

OPIE04: В Кирове немного, но проводились скетч-батлы, от галереи прогресса, от магазина автоэмалей, старались всегда принимать участие. Там и общались. Были и крутые времена. Мы сидели в круглосуточной столовке пили дешевый чай и рисовали. Звали новых людей порисовать к нам. Очень много около граффити людей было и есть. Там и были встречи. В ходе рисования шли и разговоры, информация текла из всех.

НС: А деньги на вашем творчестве как-то получалось заработать?

OPIE04: Ещё во времена художественного училища (после 9 класса) удавалось заработать деньги на этом. А сейчас мне 22 года. Конечно, доход всё-таки был! Оформляли постоянно бар Чепай для разных вечеринок. Писали там на досках барных. Ребята из команды оформляли громадные стены завода в Чепецке. Однажды оформляли танцевальную школу «Magic Move”. Много всего было!

НС: И полицию никогда вы не интересовали, кроме встречи на стройке?

OPIE04: Со стражами порядка проблемы, конечно, были. Но вы ведь понимаете, что рассказать я всего не могу. Скажу только, что исход всегда был в нашу сторону. Не знаю, из-за грамотности разговоров с ними, грамотности действий или просто из-за не увлеченности тех, кто нас ловил. Хотя был однажды один запоминающийся случай. Тогда всё действие продлилось часа четыре. Мы бегали, прятались, не доделав кусок. Возвращались и за нами снова приходили. В тот момент уже со всех сторон. Четыре машины было. Очень продуманный план-перехват (смеется). Стражи были грубиянами, но всё обошлось. Конечно же, любое несогласованное  с администрацией города действие уличных художников — вандализм. Полиция на это всегда реагирует, но не всегда по одинаковому

НС: Логично, что многим будут непонятны ваши действия. Расскажи, какую все же мысль могут нести граффити?

OPIE04: Ну скорее всего, мысль та же, что и несут картины известных художников. У каждого артиста граффити сцены свои цели, но все хотят показать свой стиль. Как в свое время Каземир Малевич создал модуль всего советского дизайна в виде известного черного квадрата. У нас всегда в команде, хотели что-то показать новое, что-то придумать, найти что-то в себе через свои же работы. Как и вся команда, я тоже всегда пытался. Показывал свой шрифт, свое видение граффити, пытался найти новые фишки в сочетании букв, именно в композиции. Разные художники — разные цели и мысли в их работах. Если брать время зарождения этого всего, то лично я думаю, что раньше было, конечно, меньше мыслей и каких-то посылов. Это была своего рода война стилей ( в Фильме Style Wars очень хорошо показан такой батл между командами). Делалось все ради самого процесса и для других художников. Чуваки соревновались между собой и до мнения обычных людей дела не было. Круче место, круче формы, свой узнаваемый стиль. Все старались выбиться из толпы. Да в любом случае, это просто удовольствие рисовать. Ты получаешь от этого громадную кучу положительных эмоций. Ты живешь этими эмоциями. Иначе скучно!

 

  • Фото: художника

  • Фото: художника

  • Фото: художника

  • Фото: художника

  • Фото: художника

НС: А что же сейчас с граффити тогда происходит? В Кирове, например?

OPIE04: Я скорее всего ничего толком на это не отвечу, так как у меня перерыв. Но на данный момент для взора открыты ORSA и OZC. Спустя 2 года возвращаются THС- это хорошо. Раньше были они основой. Далее мы пришли в Киров из Чепецка. Потом все перемешалось.

Сейчас все делают как могут и что могут. Чего-то нового не вижу. Каких-то новых личностей не замечаю. Как-то мы говорили с ребятами из команды, что граффити в Кирове по большему счёту нет. Большинство разъехалось. Многие начали делать что-то другое. Или занимаются тем же искусством, но только в другом ракурсе или в другом городе, стране. Но все остальные проявления мы можем замечать сами. Вступите в диалог. Смотрите.

НС: А что насчёт граффити СИБА? Разве он не движет уличной культурой в Кирове?

OPIE04: Насчёт творчества СИБА! Это именно творчество. Это не граффити. Он делает крутые штуки, он много оформлял. Но были и есть не хуже его чуваки. Например, Синдерович, ККТ (Квадрат Круг Треугольник). Не знаю, почему не берут их никогда в расчет. Для меня ККТ был вообще из разряда Бэнкси. По идее, Граффити культуры в Кирове уже нет. СИБ — тем более не ее основа.

НС: Видно, что следишь за тем, что происходит. Но как мы поняли, у тебя перерыв в граффити-творчестве. А чем уличные художники зарабатывают себе на жизнь, помимо разрисовывания стен различных студий?

OPIE04: В граффити-творчестве нет перерыва. Скетчи я продолжаю рисовать. А так, про работу, побыл в дизайн-студии интерьерщиком достаточно долго. В основном были заказы на кухонные пространства, но и другие помещения бывали. Успеваю браться за разработку логотипов и различную мелкую графическую штуку.

Кстати, на основной работе в дизайн-студии я как-то предложил заказчику сделать на кухонном фартуке (часть интерьера) граффити-шрифт под калёным стеклом. Он согласился! Этим и зарабатываем. Вот сейчас всего понемногу. Делаем и делаю различные вещицы руками, иногда оформляю пространства и всё так же беру шабашки по интерьерам.

Фото автора текста