Наталья с первого курса была редактором городской газеты “СтудEnter” (затем «Новой строки»), вместе с Дмитрием Бельтюковым они запустили неформальное сообщество —  Клуб молодых журналистов. Работала журналистом в интернет-журнале «7х7». Неоднократно участвовала в “Медиаполигонах-24” “Русского Репортера” и “Прогрессорах-24”, в “Летней школе “Русского Репортёра” на мастерской «Социальная журналистика», форуме “3D-Журналистика”, сыктывкарском баркемпе, а затем стала соорганизатором и кировского баркемпа.

Наталья — участник творческой мастерской «RareCamp 2017» по использованию IT-технологий для проектов о редких заболеваниях

Кроме того, Наталья участвовала в семинарах от Ассоциации школ политических исследований, “Пермского центра гражданского образования и прав человека”, института региональной прессы, воронежского “Центра защиты прав СМИ”.

В рамках программы повышения квалификации для журналистов и редакторов  «Перспектива»  Наталья вместе с коллегами создала мультимедийный спецпроект «Вместе С», который был опубликован в июне 2017 года в “Новой газете” в виде общественной кампании. Сейчас Наталья внештатно пишет для интернет-портала «Такие дела», проекта «Команда 29» и сотрудничает с проектом “Бременские консультанты”.

Совет 1. Начните много писать

Чем меньше вы пишете, тем дальше уходите от профессии. Лучше сразу проситься на практику/стажировку в СМИ. Не ждите срока начала практики (потеряете целый год) – успевать можно многое и параллельно с учебой. Сначала можно пойти в молодёжные интернет-издания — там вы сможете понять, о чем вам нравится писать больше всего. Нашли ресурс, который вам по душе, – пишете его редактору. Не взяли – пишете в другое издание. Так в СМИ вы уже придете с небольшим, но портфолио. Это всё ещё ценится. “Les.media”, “Новая строка”, “Яндекс.дзен” как раз для этого подойдут.

Чем меньше вы пишете, тем дальше уходите от профессии

У вас должен быть редактор, без него никак. Именно он будет подсказывать, что делать с форматом, стилем, выкидывать лишнее и безжалостно «резать» ваши тексты. Это нужно терпеть, а к его советам прислушиваться.

Для репортажников очень советую прочитать книгу Соколова-Митрича «Реальный репортёр».

В музее современного искусства «Эрарта», Санкт-Петербург

Совет 2. Много читайте

 Чтобы много писать, нужно много читать. Свой стиль формируется не сразу, поэтому нужно смотреть, как пишут другие, в том числе и классики. Журфак для этого подходящее место: где бы вы ещё прочитали “Илиаду” Гомера?

Кто ваш любимый журналист, чьи тексты и работы вас восхищают? Марина Ахмедова, Олег Кашин, Андрей Лошак? Читайте больше статей, колонок и блогов.

Чтобы быть в курсе всего, что происходит в профессии, подпишитесь на телеграм-каналы журналистов и аналитических СМИ. Я, например, подписана на “Breaking Trends”, “MediaMedia”, “Что почитать редактору”, “Журналистика”, “Media Skunk”.

Совет 3. Не ждите, что вам будут много платить

 Поначалу платить не будут вообще. Но вам нужен опыт — чем больше, тем лучше. И когда вы придёте в СМИ своей мечты – вы будете говорить с коллегами и с редактором на одном языке. «Добавь в бэк, перепиши лид, сделай таймлайн, проведи рисёрч, напиши синопсис» — вы будете всё схватывать на лету.

Чтобы зарабатывать в журналистике, нужно сначала научиться создавать медиаконтент.

Совет 4. Участвуйте в семинарах/форумах для журналистов

 Раз в полгода во время обучения в университете, а то и чаще, я куда-то ездила. На семинарах я по-настоящему полюбила профессию. Я увидела, какие проекты делают другие, о чем пишут, наконец-то почувствовала себя частью большого журналистского сообщества. Иногда нужна перезагрузка, пример, толчок. Всё это я находила в общении с коллегами из других регионов.

Первая моя поездка была на Селигер. Никто мозги «не промывал», хотя флаги и гимны через две недели совсем не хотелось видеть и слышать. Зато я познакомилась с людьми, с которыми продолжаю дружить до сих пор. А это было 5 лет назад. Так со всеми семинарами: находишь коллег, близких по духу, следишь за их успехами, радуешься вместе с ними, а потом тебя зовут в проект.

На семинарах я по-настоящему полюбила профессию

На одном семинаре я познакомилась с журналистом-расследователем «Новой газеты» Алисой Кустиковой. У неё была идея – написать о проблеме гепатита С в России. Мы подали заявку в проект трансграничной журналистики. И сделали спецпроект «Вместе С», который в сентябре получил премию по освещению проблем здравоохранения “Global Heath Reporting Contest 2017” (организованную Международным Центром для журналистов (ICFJ). Это была самая масштабная работа за всю мою карьеру. Пять месяцев работы, команда из 20 человек. Кстати, в команду мы звали почти всех наших знакомых, с кем когда-либо сотрудничали. О том, как мы работали над проектом, можно почитать тут.

Обложка проекта «Вместе С»

Сейчас, в какой город России я бы ни приехала, я могу найти там или хорошего знакомого журналиста (с кем мы встречались на семинарах) или знакомого знакомых. А ещё это помогает писать материалы: нужен региональный обзор, пишешь пост в фейсбуке с вопросом – и все твои друзья-журналисты тут же расскажут, что происходит. Материал почти готов. Большую роль для меня сыграла работа в “7х7” — издание знали коллеги из других регионов и уважали нашу работу. Поэтому также важно выбрать для себя проект, работой в котором вы будете гордиться.

В какой город России я бы ни приехала, я могу найти там хорошего знакомого журналиста

А ещё благодаря семинарам я побывала в Лондоне, Страсбурге, Женеве, Мадриде, Стамбуле, Тбилиси, Минске, Киеве и многих прекрасных российских городах: Санкт-Петербурге, Воронеже, Уфе, Перми, Дубне.

Школ журналистики сейчас довольно много. Достаточно следить за “Силамедиа”, “Русским Репортером”, программой “Перспективы”, информацией крупных СМИ, которые часто проводят свои школы.

Вкладываться в полезные контакты и отношения с коллегами уж точно стоит. Нетворкинг в нашей жизни имеет большое значение.

Совет 5. Участвуйте в вебинарах

Тоже отличный способ послушать профессионалов. Этим вы компенсируете дефицит пар в университете именно от практиков-журналистов. Следите за событиями в календаре “Силамедиа”:

Совет 6. Следите за лентой действующих журналистов

 Добавляйтесь к ним в друзья, заходите на страницу и смотрите, о чём они пишут. Я часто пишу о разных проектах, в которых стоит поучаствовать. Да и вообще журналисты часто обсуждают, что происходит с профессией, какие-то моральные темы, истории, пишут зарисовки. За этим интересно наблюдать.

Пост в «Facebook»

Совет 7. Пробуйте разные форматы

Конечно, кроме написания текстов, вы должны уметь снимать (видео, кстати, сейчас самый популярный формат), верстать. Умеете самостоятельно собирать мультимедийный текст — значит, выступаете продюсером и смотрите на всё как редактор – цены вам нет.

Но вдруг вы хотите попробовать себя на радио или телевидении – идите и пробуйте. Лучше определиться именно сейчас. Пару месяцев я работала на телевидении, поняла, что это не моё. Тогда все силы бросила на интернет-журналистику. Писала новости, репортажи (к ним обязательно сама снимала фоторяд), аналитику, монтировала видеосюжеты, делала мультимедийные истории в “Тильде”, вела группу “ВКонтакте”. Сейчас журналист не может заниматься исключительно чем-то одним.

В роли телекорреспондента

Совет 8. Интересуйтесь смежными областями

Развивайте навыки продвижения, SEO, SMM. Вы должны иметь об этом представление. Не всегда в редакциях будет человек, который станет заниматься продвижением материалов в соцсетях, вести группу, изучать аналитику. Перед запуском важного для вас текста или проекта нужно продумать стратегию его продвижения. В интернете материал начинает «жить» после публикации. Именно тогда вы следите за реакцией читателей, изучаете глубину просмотра, на вебвизоре смотрите, как читали ваш текст.

Совет 9. Запустите свой проект

Помню, на втором курсе мне стало довольно скучно, я чувствовала себя будто в информационном вакууме. Не хватало обычного вдумчивого разговора с коллегами. И, мне кажется, это типичная проблема: учишься на журфаке, но многие одногруппники профессией не особо интересуются, тут главное — не пойти по течению и «не забить» самому.

Мы проблему решили так: запустили клуб журналистов. Тогда круг моих связей значительно расширился. С ведущими кировскими журналистами я общалась на равных, как коллега с коллегой, а не «студент-преподаватель». Появились контакты, дружественные отношения. Именно Евгений Дрогов (руководитель Союза журналистов) порекомендовал меня на участие в одном ценном семинаре.

На одной из встреч Клуба молодых журналистов

Сейчас для участия, например, в программе “Перспективы” тоже нужна рекомендация (от выпускника). Я могу порекомендовать желающих.

Возможностей много: например, создайте канал в телеграмме или блог. Бросьте себе вызов. У вас будет определенная ответственность перед вашими читателями: каждый день нужно что-то публиковать, а значит — писать, то есть то, чем и нужно заниматься начинающему журналисту. Вы создадите свое небольшое сообщество, объедините людей.

Вы научитесь чётко формулировать мысль, придерживаясь короткого формата. Если думаете, что у вас не получится, посмотрите на проект, который запустил Артём Слободчиков (выпускник ВятГУ) “Newoчём”. Росту его проекта может позавидовать любое малое СМИ.

Проект «Newочём» не только содержателен, но и визуально красив

И круто, когда вы не просто просидели на лекциях 4 года, а уже имеете готовый кейс. Ведь свое дело – это ещё и маркетинг, и бизнес-план. Так что навыков у вас будет уж точно больше, чем просто «могу написать текст».

А ещё вы будете известны в определенных кругах и вас будут рекомендовать. Помню, пару лет назад мне написал руководитель фонда «Нужна помощь» Митя Алешковский и предложил написать текст для проекта «Такие дела»: нужна была история из Кирова. Я была счастлива, потому что как раз в то время зачитывалась “ТД” и мечтала для них когда-нибудь писать.Только недавно я узнала, что порекомендовал меня документальный фотограф Сергей Карпов, с которым я познакомилась на “Медиаполигоне”, его проект “Рулет” мы не раз показывали в Клубе журналистов, а недавно он сам приезжал с лекцией в Киров.

Когда я переезжала из Кирова в Санкт-Петербург, моё резюме «гуляло» по фейсбуку недели две, друзья делали репосты, советовали меня. Работу я нашла сама, но зато через полгода ко мне обратились ребята из проекта «Бременские консультанты», сказали, что видели моё резюме. Сейчас я с ними сотрудничаю.

10. Не вините в своих неудачах университет/преподавателей/факультет

И во время учебы, и после выпуска я не раз слышала фразу «универ мне ничего не дал». Меня всегда удивлял этот тезис. Универ может дать только то, что может. Но вот текст за вас универ не напишет, не договорится о том, чтобы вас взяли работать в СМИ.

Конечно, есть определённые ожидания в плане преподавания профильных предметов. Я много общалась со студентами МГУ, СПбГУ и других журфаков по стране – да, некоторые пары действительно скучны, многие студенты действительно недовольны преподаванием этого курса. Но универ не может отбить интерес к профессии только потому, что вы находитесь не в условиях редакции. А вот когда придёте в настоящую редакцию – поймёте, ваше это или лучше стоило выбрать что-то другое. Практика – наше всё.

Универ может дать только то, что может

Особое внимание обращайте на летние практики. Согласитесь, в своём городе вы можете пройти стажировку и в течение учебного года, а вот в другом городе — только летом. Одну из практик я провела в редакции «Делового Петербурга», и этот опыт мне крайне пригодился. При переезде я поняла, что не пойду работать в это издание, потому что я уже знала о тематике всё, а мне хотелось попробовать себя в другом.

Я получила от университета всё, что хотела. Беседы с умнейшими преподавателями, десятки прочитанных книг, поездка в языковую школу — иногда университет компенсировал мне проезд на семинары, это тоже приятно.

Предыдущая реинкарнация НС выглядела так

Кроме учёбы, у меня всегда было своё дело — настоящее СМИ — “Студenter”, а затем — “Новая строка”. Еженедельные собрания, сдача номеров, фотосессии на обложку — всё время я посвящала проекту и была рада, что собрала вокруг себя небольшую, но полноценную редакцию. Работать в команде круто. На парах я составляла бизнес-план, контент-план, анализировала аудиторию — всё это я применяла уже к реальному проекту, газете “СтудEnter”. Так что все пары вы вправе повернуть в полезную для вас сторону. Если же вы не пробуете себя в СМИ параллельно с учебой — вам точно будет скучно и бесполезно.

Бывало, что на некоторые пары у меня не получалось приходить: нужно делать репортаж с митинга, идти на круглый стол. И по этому поводу у меня никогда не было конфликтов с преподавателями. Так что если вы действительно работаете — уверена, вам пойдут навстречу.

Во время сотрудничества с журналом «7х7»

А ещё я очень хотела разобраться в теме сиротства в Кировской области — выбрала такую тему для диплома, где описала создание мультимедийных проектов. Мою работу высоко оценили, потому что в 2015 году ещё ни одно СМИ в Кирове не делало спецпроекты в “Тильде”. Позже моя работа была опубликована на портале “7х7”.

Университет – это не только преподаватели, но и одногруппники. С некоторыми вы, скорее всего, станете лучшими друзьями. У меня произошло именно так.