Эффект качелей работает исправно. Так, если еще двадцать с небольшим лет назад, когда рухнул «железный занавес», люди радостно и воодушевлённо восприняли незнакомый доселе мир, то сегодня трендом стало обращение к историческим корням – встречайте, крестьянское движение, возглавленное Германом Стерлиговым.

Сама фигура нового православного Че Гевары не нуждается в представлении – в своё время бывший мультимиллионер успел прославиться и в качестве учредителя первой в России товарной биржи «Алиса», и самыми разнообразными деяниями, идеями, мыслями. Был замечен в производстве гробов, баллотировался в мэры Москвы, выступал за запрет абортов, резко и нелестно высказывался в адрес классической русской литературы, кино и театров.

В общем, уже понятно, что ожидать можно только самого потрясающего, оригинального и самодостаточного проекта.

Современный крестьянин (нео-крестьянин?) добровольно отказывается от всех благ цивилизации и, вскочив на вороного коня, стремится найти укромное и тихое место, чтобы основать там традиционное хозяйство. В идеале это деревянный домик без электричества с печкой, садом-огородом, многочисленным скотом и возможностью самостоятельно изготавливать все необходимые продукты питания. Обитать в нём обязательно должна счастливая гетеросексуальная пара с детьми, и чем больше детей, тем лучше семья. Чтобы жёнушка-хозяйка и муж-барин, она — в юбке в пол и платочке, он – в подпоясанной льняной рубахе и лаптях.

Картинка, на самом деле, складывается даже приятная. Натуральное хозяйство, природа, свежий воздух, резвые кони вместо ревущих машин и утренняя яичница из домашних яиц. Ещё добавить к этому возможность прясть и ткать, то получается теоретически очень милая, приятная и удобная деревенская бытность, гордо отрезанная от всех благ современной жизни и ностальгически напоминающая лето у бабушки. Слобода Германа Стерлигова, фактически, является эдаким парком традиционных аттракционов, старательно имитирующим русскую старину.

Но всякий образ жизни станет неприятен, если его как следует навязать. А навязывать есть причины.

Германа Стерлигова не зря называют одним из самых известных предпринимателей России. При помощи этого самого натурального хозяйства ему удалось открыть сеть магазинов экологических и здоровых продуктов, дом моды для приличных женщин и даже некий исконно русский ресторан в Слободе. Помимо этого, приобрести его продукцию можно даже удаленно, заказав ее с сайта или через социальные сети (от всемирной паутины, видимо, отказываться необязательно).

Проект действительно вызвал резонанс, но не только за счёт необычности идеи и центральной фигуры; отдельной пометки заслуживают цены на здоровые продукты. На заметку — одна буханка черного хлеба будет стоить вам 450 рублей в день распродажи для бедных и 750 рублей во все остальные. Продавец в магазине (да, там даже кто-то работает) довольно долго и экспрессивно убеждала нас в том, что это очень дёшево, и их хлеб, не имея никаких особых условий хранения, остается пригодным для пищи в течение двух недель.

Фото расценок в Москве

— Как это возможно? – уставившись на стройный ряд буханок на полке, спросили мы.

— Он сделан из натуральных продуктов и без применения техники, — почти впопад ответила продавец и выдала нам по визитке г-на Стерлигова во имя нашего просвещения.

Но внимательный посетитель заметит, что дело пахнет жареным, гораздо раньше, еще на входе в магазин, где гордо красуется вот такая табличка:


Но образ тоже играет одну из ключевых ролей, и основывается он на банальной ненависти ко всем, кто так или иначе не подходит под стандарты примерного крестьянина. Порицается неверие в бога, феминизм в любых проявлениях, безбородость, алкоголь, наркотики (кстати, под раздачу попадают и диабетики с инсулином), курение, школьное образование, вегетарианство, современная медицина и почему-то американская культура. Обычно это мотивируется религиозными соображениями, но зачастую идейный лидер сам себе противоречит уже хотя бы мыслями о том, что убивать врачей, наркоманов и «колдунов» — нормально.

На выходе мы получаем практически идеально спланированный бизнес, загвоздку которого вроде бы видно сразу, но целевая аудитория никак не желает с этим мириться, и в результате проект работает.

Да, разумно, если каждый сам будет решать, как ему жить и что делать, но ведь идея переезда в деревню из шумного города вовсе не нова. По всей стране существуют даже целые поселения специально для таких «акклиматизирующихся», при желании можно найти и группы знакомств для планирующих переезд. Почему же выстрелило именно «крестьянское собрание»?

Очевидно, грамотная реклама, провоцирующие вывески, смелые заявления вызывают, по меньшей мере, интерес не только у сторонников такого образа жизни, но и у остальных людей. Другое дело – нужно ли истинному «крестьянину» идти покупать хлеб за три тысячи рублей? Нужно ли принимать эту странную религию ненависти и несвободы от глупых стереотипов?

Стоит того, чтобы хотя бы несколько минут об этом подумать.