«Скрипач на крыше» — это то самое произведение, которое поднимает множество вечных вопросов. Оно задевает не только проблемы семьи Тевье, а касается всех людей на земле. Часто ли вам казалось, что судьба несправедлива по отношению к вам? Думали ли вы, что в какой-то ситуации несчастье непременно должно обойти вас? Представляли ли вы, что было бы, если ваша жизнь сложилась по-другому? Так и Тевье, бедный молочник, не понимает, почему Бог не может хотя бы немного им заняться и уберечь его от бедствий. Он постоянно обращается с просьбами к Всевышнему, надеясь, что тот его услышит. Но жизнь молочника катится под откос и с каждым днем становится похожа на вырастающий снежный ком проблем. Он мечтает о богатстве, как и любой бедняк. Но в то же время он не заставляет свою дочь выходить за богатого мясника, хотя это значительно бы улучшило финансовое положение семьи. Тевье смиряется со своим местом в жизни, ему приходится смириться.

У каждого народа есть свои обычаи, которые и отличают его от других народов. Но время идет, и какие-то традиции должны уйти в прошлое. Или не должны? Может ли существовать в современности то, что было принято сто, двести, триста лет назад? Над этим вопросом заставляет задуматься мюзикл. «Жизнь без обычаев так же неустойчива, как скрипач на крыше», — говорят зрителям в начале представления. Может быть, действительно неустойчива. Но в современном мире – это дико, когда сваха находит для девушки жениха и ее родители насильно заставляют выходить за него замуж. А у нее есть любимый человек, который тоже её любит. Правильно ли будет ради стабильности жизни не нарушать обычай? Но если традиции будут забываться, то так может исчезнуть и идентичность народа. Молочник Тевье разрешил двум свои дочерям самим выбрать себе мужей. Кроме того, он простил свою третью дочь, которая тайно вышла замуж за православного (семья Тевье исповедует иудаизм). Как бы тяжело Тевье не было, он принял современность, осознал, что если стоять на месте, то можно лишиться большего – своих детей. Традиции – это хорошо, но они не должны ограничивать и разрушать жизнь.

Традиции – это хорошо, но они не должны ограничивать и разрушать жизнь

Мюзикл имеет и историческую основу. Действие происходит в 1904 году в еврейской деревне Анатовка. В это время в России как раз зарождалось движение большевизма, частым случаем стали беспорядки — нарастал хаос. Вдобавок выходит царский указ, по которому все евреи должны покинуть губернию. Все, кто вырос здесь, у кого жили здесь несколько поколений, кто являлся членом одной большой еврейской семьи, — все должны были собраться за 3 дня и разъехаться в разные стороны. Наверно, проблема угнетения людей с другими взглядами, религией, образом жизни будет актуальной еще в течение многих лет. Может, когда человек научится понимать, что существует кто-то кроме него, что есть и другие мнения, будет мир во всем мире. А пока только подсыпается соль в другие, и без того трудные, жизни.

Несомненно, «Скрипач на крыше» — это традикомедия. В мюзикле много шуток, милой иронии. Произведение действительно можно охарактеризовать как «смех сквозь слезы»: главный герой Тевье-молочник, спотыкаясь, идет по дороге неудач, но при этом шутит. Юмор – это одна из главных составляющих этого спектакля, это как еще один герой – без него казалось бы, что чего-то не хватает. Сам мюзикл – очень трогательный. В нем много любви: любви между молодыми, замужними, между родителями и дочерьми, простой человеческой любви друг к другу. Но родители расстаются с детьми, а народ вынужден покинуть родную землю. Так происходит трагедия в каждом сердце, в каждом герое что-то разбивается.

Уже было отмечено, что «Скрипач на крыше» — это мюзикл, а это значит, что было много песен и танцев. Именно с них и началось представление. На сцене было много людей — целый город. С помощью танца актеры показали, как дружен этот народ, как неотделимы они друг от друга. Незатейливые танцы как будто раскрашивали все действие. Живой звук, как всегда, творит чудеса. Соло, хор, «песенный диалог» — все придавало образности спектаклю, делало его живым. Было интересно наблюдать, как герой становится всё более лиричным, открывая свою душу.

Бутафория на сцене отражала бытовую жизнь деревни. Телега, домашняя мебель и посуда, водка в кабаке – создавали атмосферу реальной, не выдуманной истории. Костюмы также были в еврейских традициях – прикрытые головы, длинные плащи – у мужчин, длинные юбки – у женщин. Для тех, кому неизвестна еврейская культура, мюзикл может стать отличным шагом к знакомству. Но самая главная декорация – это имитация города: цветные домики, стоящие друг над другом. Она оставалась на сцене в течение всего спектакля, что наталкивает на мысль о том, что все люди этой деревни близки друг к другу, живут одной жизнью. На верхушке этой конструкции и появлялся скрипач, который играл музыку жизни. Он там был не всегда, несмотря на то, что в честь него назван мюзикл. Наверно, каждый зритель должен попробовать сам разгадать загадку этого героя.

Скрипач играл музыку жизни

Нельзя не отметить роль главного героя — Тевье-молочника, которого сыграл Михаил Галицкий — заслуженный артист Российской Федерации. Как бы банально это ни звучало, но Галицкий действительно заставил поверить зрителя в своего персонажа. Харизматичный мужчина, кажется, идеально подошел на роль бедного молочника, который, несмотря на свое положение, не вызывает жалости, а наоборот, требует уважения. Надо уметь сыграть героя, который исполнен неудач, но так, чтобы его не назвали неудачником. И Михаилу это удалось — зал рукоплескал.

Фото: Казанский драматический театр им. В. И. Качалова.