Задача: два работника делают одинаковое количество деталей в час. Первый работник успевает вырезать красивые узоры на детали, а второй делает все «по штампу». Вопрос: кому из производителей заплатят больше?

По сути, детали первого работника красивее, значит, и заплатить ему должны больше. Казалось бы, все любят красоту, все ищут эстетики. Но заметят ли покупатели  узор на ручке их шкафа? Заметит ли его сам работодатель? Главное – нет никаких препятствий, чтобы повестить одежду. Работники справились с основной целью – шкаф можно открыть. Итак, ответ на задачу: оба получат одинаковую сумму.

Похожая ситуация происходит сейчас среди фотографов. Заказчик заплатит не за интересную идею снимков, а за их количество. Он вряд ли поднимет зарплату, если увидит вместо обычных картинок его праздника что-то такое, что мог сделать только этот фотограф. Люди стали забывать, что с помощью фотоаппарата можно создавать настоящие шедевры, искусство заменилось рутинной работой. Поэтому сейчас семейные фотографии, лав-стори, просто портреты похожи одни на другие, истинные творцы практически не берутся за такие съемки, потому что им на смену пришли «фотообыватели».

Из серии «Путь пастуха». Фотограф — Дмитрий Гомберг. Его фотографии посвящены простой и суровой жизни пастухов в горах Тушетии

Просто качественно сделанный снимок – это не предел фотографа. Найти красивый объект и сфотографировать его, не тряся рукой, может каждый. В любом виде искусства важна индивидуальность автора, главное, чтобы в произведении отражалось его творческое видение. Автор всегда вкладывает какой-то смысл, идею в свою работу, он имеет свой стиль. Поэтому чтобы носить гордое звание фотографа, нужно не просто иметь аппарат, а применять его, используя собственную оригинальность.

Фотография — это искусство наблюдательности. Нужно найти что-нибудь интересное в самом обычном месте. Я понял: не важно, что мы видим — важно, как мы видим.

Эллиотт Эрвитт

Это известный факт, что в последнее время молодые люди начали сильно увлекаться фотоискусством. Но в большинстве случаев выходит не искусство, а самодеятельность. Это, конечно же, замечательно, что молодежь занимается творчеством, учится самостоятельно работать со светом, фокусом, цветокоррекцией и т.д. Нет сомнения, что существуют юные дарования, у которых таланта и навыков даже больше, чем у взрослых. Но, согласитесь, не каждому дано создавать настоящие шедевры, способные называть фотографию искусством, а не просто видом хобби. Однако же заказчики иногда предпочтут подростка с «зеркалкой» профессиональному фотографу.

Вупи Голдберг в ванне с молоком. Энни Лейбовиц — самая востребованная женщина-фотограф во всем мире. Специализируется на портретах знаменитостей

Почему так происходит? Очень просто – начинающий фотограф согласится работать за копейки, ему даже польстит, что его пригласили. В основном «начинашек» зовут на свадьбы и мероприятия местного значения. Таким заказчикам  чаще всего важнее, чтобы на фото была внешняя сторона события, без какой-либо особенной подачи со стороны фотографа. А тем временем человек с настоящим талантом, для которого, возможно, это искусство – занятие всей жизни, фотографирует для себя и максимум что сможет сделать — выложить свои снимки в интернет. Конечно, можно открывать свои выставки и ездить на различные фестивали, но для этого нужны большие деньги. А большие деньги ему достать будет тяжело, потому что фотоискусство не ценится.

Из серии уличных фотографий Александра Петросяна. Александр — один из лучших современных фотографов в области репортажной фотографии

Мы спросили у Ольги Шевниной, кировского профессионального фотографа, как обстоят дела в современной фотоиндустрии.

— Что работодателю важно увидеть в фотографе?

Работодатель обращает внимание на то, чтобы у фотографа была крутая техника и чтобы он был согласен «работать за еду», то есть за тот минимум, который хватит только на еду. Иногда предлагают что-то вроде бартера. Например, снимать мёд и потом его же и получить в качестве зарплаты.

Можно ли сейчас прожить на одну зарплату фотографа, если ты работаешь не в каком-нибудь крупном издании?

Можно, но с трудом. На самом деле, я не представляю, куда вообще можно пойти работать за деньги фотографом.

Можно сделать вывод, что сейчас фотоискусство ничего не стоит. Как бы это грустно ни было, но фотография превратилась в хобби. Интересные авторские произведения мало кому нужны, а творцы, переполненные идеями, не горят желанием снимать учеников для их школьных альбомов. И даже за распрекрасным снимком не всегда можно увидеть их живое лицо — часто фотографии становятся безымянными просто по умолчанию. Сейчас важно, чтобы талантливые люди не отчаивались и понимали, что истинное искусство постоянно отодвигается на второй план, массовая культура всегда давит на элитарную. Фотографии без души  – одноразовы, к ним никто не возвратится снова. Поэтому фоточка Машкиной еды забудется через секунду, а стильная фотография, несущая идею и смысл, сохранится в памяти надолго.

Фото на подложке: Эллиотт Эрвитт