Пособия «Как быть женщиной» и «Как быть мужчиной» пользовались популярностью всегда. Профессиональные пикаперы, содержанки, стервы и прочие излагали свои незамысловатые постулаты простым языком, читать их было куда приятнее, чем настоящую психологию, и целевая аудитория с удовольствием просвещалась. Но в последнее время появилось нечто принципиально новое.

Внезапно и женщины, и мужчины заговорили о некой истинной Вере (именно так, с заглавной буквы), о каких-то славяно-арийских Ведах и о «пробуждении» Руси от заполонившей ее коварной западной культуры. Естественно, в этом странном учении есть глава и о нас. О мужчинах и женщинах, хотя о женщинах всё же гораздо в большей степени.

К слову, Веды – это священное писание родом из Индии, и фактически они собой представляют сборник мантр, никак не связанных со славянами. Ни слова о женщинах и мужчинах, ни слова об отношениях; за такими «знаниями» люди обычно обращались к Домострою. Иногда адепты движения обращаются к «Велесовой книге», которая на самом деле является не более чем фальсификацией, но кого это волнует?

Диктуется одно-единственное истинное предназначение: для мужчины – быть хозяином и добытчиком, для женщины – быть женой и матерью. Предельно простая модель семьи, которая, если подумать, действительно по праву заслужила своё неоспоримое место в обществе. Однако далеко не каждая женщина и не каждый мужчина хотят и готовы жить по такой системе.

«Славяно-арийские веды» (?) же предлагают решение бескомпромиссное, приправленное доброй порцией неких якобы тайных знаний предков о бытовых вещах. И отчего-то большая часть этих едва ли не священных преданий адресована именно женщине.

Пост вк как очевидный пример примитивизации отношений в семье

Образ идеальной ведической дамы скорее собирательный, чем целостный, и еще в большей степени противоречивый. Ей предписывается следовать за своими мечтами и развиваться духовно, но ей запрещено строить карьеру. Вроде как нужно быть самодостаточной и интересной, но в то же время – следовать за мужем, признавать его едва ли не за демиурга ее жизни и слушаться его самого и его поучений. Взамен ей обещают, что супруг будет относиться к ней как к ребенку, балуя подарками и нежностью.

Но лучше всего ситуацию иллюстрирует нарезка цитат из этих знаний:

«Женщина очень хорошо может руководить, но лучше ей этого не делать. Это не ее природа»;

«Разумная женщина довольна тем, что есть. Иначе она начинает думать, что сама пойдет и добудет свои 5 копеек. Но женщина не испытывает счастья, когда тратит на себя свои деньги. Она чувствует счастье, когда это делает для нее мужчина»;

«Женщина должна жить в семье. Это её долг. Она должна ставить в своей жизни такую цель»;

«Та истинная жена, которая искусно выполняет свои домашние дела, рожает хороших детей, дорожит мужем пуще собственной жизни».

Далее в том же духе, с некоторой претензией на нестандартные сакральные знания. Например, забавная рекомендация самостоятельно делать крема для лица из природных ингредиентов (при этом множество нюансов не уточняется, например, в расчет не берется экологическая ситуация) или отказаться от ношения брюк в пользу возможности собирать энергию из земли.

«Чем больше мы развиваем свой ум, тем дальше уходим от своей женской сути»

Это кажется интересным, неразумным, возмутительным или смешным, но всегда – почти без исключений, — привлекает внимание.

Хотя принципиально новых идей не сообщается. Их и не нужно, ведь продукт продаваем и успешен не в последнюю очередь из-за своей примитивности. Патриархальная семья, каждому знакомая и для очень многих понятная, со строгим распределением ролей и подобающими правилами в красивом деревенском антураже действительно провоцирует если не симпатию, то точно внимание, и потому без проблем продаётся и шагает в массы.

Помимо постулатов должного женского поведения некоторые материалы содержат призывы к расизму, и только в некоторых регионах РФ они признаны экстремистскими

Вернее, не сама семья, но образ женщины как ее хранительницы, пассивной и покорной, подобной рабыне, интересы которой стоят ниже, чем интересы ее супруга – просто потому, что так должно быть. Её, сформировавшуюся личность, призывают учить и воспитывать; ей надлежит и самой меняться ради мужа. Но кто может стать потребителем настолько заурядной информации?

Казалось бы, вариантов немного – возможно, определенный пласт мужчин, неспособных на сегодняшний день принять положение дел и стремящихся «разорвать порочный круг», вернуть женщину времён Домостроя. Но почему-то значительную часть движения составляют всё же женщины. Причём, женщины зачастую неглупые, имеющие образование и увлечения. Возникает вполне логичный вопрос – как так?

Всё ведет к тому, что виновными оказываются не авторы подобного контента и не его распространители, а нечто гораздо большее.

Девушки с психологией маленькой девочки-принцессы и/или жертвы (в действительности похожие понятия) не появляются просто так, но в результате длительного давления со стороны общества, в котором женственность подобна расходному материалу, продукту. И девушка почти обязана предлагать это окружающим ее мужчинам, особенно тем, кто к ней близок и претендует на ее внимание. Самое грустное, что отказывающимся от такой практики особам не то чтобы совсем объявляют бойкот, но относятся к ним соответствующе – как, например, как корове, которая не позволяет себя доить; как к больным. Неполноценным. Каждый стремится дать дельный совет, руководство к действию, и каждому, конечно, интересно:

— Почему ты отказываешься от подарков? Почему ты не отвечаешь на заигрывания? Почему ты не носишь юбок и платьев? Почему ты не хочешь носить длинные волосы? Почему ты не худеешь? Почему ты не рожаешь? Почему ты не рожаешь второго, третьего, пятого и десятого? Почему ты не замужем?..

Очевидно, почему проблема популяризации «старых традиций» как чего-то для всех обязательного действительно достойна называться проблемой. Именно поэтому лично я голосую за то, чтобы на книги и ресурсы о «славянских Ведах» вешали марку вроде «только для устойчивых к пропаганде людей».