– Елена, когда Вы почувствовали, что рисовать – это то, к чему лежит Ваша душа?

– В два года. Но между двумя и пятнадцатью были метания в сторону других занятий. До школы хотела стать пожарным или пограничником, в средней школе мечтала стать врачом, как бабушка, а в старшей  – журналистом, как мама. В 17 выбирала между музыкальным и художественным училищем. В то время я играла в рок-группе на барабанах и мечтала о карьере рок-звезды, в последний момент выбрала художественное, потому что любила рисовать.

– В чём, по-Вашему, феномен человека рисующего?

– Рисующий человек думает картинками и так выражает свои мысли. Через визуальные образы, не через звуки и слова, а через картинки.

На фоне стрит-арта «Акакий — наш супермен», Москва, 2017

– Что подвластно визуальному искусству такого, что не подвластно никакому другому?

– Передать свет и цвет, фактуру, воздух. Но визуальное искусство – понятие широкое. Кино – тоже в большой степени визуальное искусство. В кино много воздуха.

– Что Вы чувствуете, когда видите спектакль с минимальным сценографическим оформлением? Мешает ли это восприятию?

– Смотря какой спектакль, если это замысел – минимализм на сцене – например, как в спектаклях в Театре.doc, то это помогает сосредоточиться на тексте и актере как главном выразительном средстве. Если же минимализм, так скажем, вынужденный, когда просто не хватает денег на нормальное оформление, то это печаль. Я вообще не очень люблю спектакли, где картинка не меняется. Может быть минимализм, и при этом яркий, выразительный спектакль – за счет света и пластики. Много таких пластических спектаклей видела, с минимумом оформления, но сильных по атмосфере и воздействию на зрителя.

Фото из спектакля «Петя и волк» (Пермский академический «Театр-театр», 2014)

Фото из спектакля «Барышня-крестьянка» (Курганский театр драмы, 2015)

– Вы работали во многих театрах, чем Вам запомнился опыт в каждом из них? Зависел ли способ выражения от внутренней политики театра? В каком пространстве понравилось работать больше? Какая из работ оказалась самой сложной и почему?

– Каждый театр уникальный, работа в каждом из них заслуживает отдельного долгого рассказа, и это тема другой беседы. Тем более, что в последнее время я много занимаюсь не театром, а графическом романом. В этом году должна выйти моя первая книга «Дело о Шинели», по мотивам «Шинели» Гоголя, сделанная в соавторстве с филологом Натальей Осиповой, которая написала текст графического романа с максимальным вниманием к оригиналу. В школе литературного мастерства «Creative Writing School»   я занимаюсь визуальной концепцией всех проектов, особенно радует меня работа над видео-иллюстрациями в онлайн-курсах. За последний год CWS выпустила три таких курса: «Как писать прозу» с Майей Кучерской, «Проза для подростков» Анны Старобинец и курс драматургии «Угар-Off» Михаила Угарова. Огромное количество русскоговорящих людей со всего мира занимаются на этих курсах, и мне приятно, что я один из создателей этих учебных видео.

Постер к литературному коучингу «Creative Writing School», 2017

 – Планируете ли Вы в ближайшее время какие-нибудь выставки?

– Да, 23 марта в московской галерее «Новое крыло Дома Гоголя» открывается выставка «Акакий — наш супермен», где я куратор (совместно с Натальей Осиповой) и художник. Зрители увидят оригинальные листы к графическому роману «Дело о Шинели», попадут в гигантский комикс, в котором рассказывается, как Акакий встретился с супергероями Капитаном-Америкой, Человеком-пауком, Бэтменом, Женщиной-кошкой и другими, какие он совершил подвиги, чтобы его приняли в Супермены. Это выставка — размышление о возможности русского супермена.

Фрагмент графического романа «Дело о Шинели», 2016

 – Какой этап работы Вам кажется интереснее? Придумывание, рисование или уже изготовление элементов оформления спектакля?

– Самое увлекательное – придумывать спектакль на стадии замысла, рисовать разные варианты, обсуждать их с режиссером, с художником по костюмам. В этот момент спектакль рождается в головах, и моя задача – перенести это на бумагу, а потом в реальность. Ещё макеты спектаклей люблю делать, только никуда не торопясь, что в последнее время не получается: время ускорилось. Производство спектакля для меня часто мучение, постоянно приходится выбирать и идти на компромисс.

– Расскажите о Вашем самом сильном театральном впечатлении.

– «Сказки Пушкина» Роберта Уилсона в «Театре наций».

– Современные художники влияют на ваше творчество?

– Наверное, подсознательно влияют. Так, чтобы увидеть какую-то потрясающую работу и решить, что буду делать так же – такого не бывает.

Фрагмент графического романа «Lav Road Stories» (Пьеро-вор), 2016

«Художник много концептуализирует сейчас»

– Как меняются задачи художника в современном театре?

– Мне кажется, художник много концептуализирует сейчас, и часто его работа  – не сделать ничего видимого, но при этом решить спектакль. Сейчас не в моде громоздкие конструкции. За исключением оперы, конечно. В драме чем больше пустоты, тем лучше. Неслучайно видеопроекция так мощно используется сейчас в сценографии.

– Вы являетесь художником официального клипа группы «Аквариум»  (композиция «Марш священных коров»). Клип получился очень добрым, ярким и ироничным. Понравилось ли Вам такое сотрудничество с легендарной группой и есть ли у Вас подобные, но ещё нереализованные проекты?

– В июне прошлого года я с аниматором Михаилом Ведерниковым выпустили еще один клип группы «Аквариум» – «Собачий вальс» .Сотрудничать с Борисом Гребенщиковым легко и интересно: он только направляет и предоставляет полную свободу творчества. Так что я дала волю фантазии, когда придумывала сценарий и рисовала персонажей, а Миша Ведерников достойно все оживил.

Эскиз к клипу «Собачий вальс», 2016

Клип «Марш священных коров», 2016

Фото на подложке: Елена Авинова на фоне стрит-арта «Russian literature is better than sex», Париж, 2016

9 и 16 апреля в библиотеке Тургенева в Москве будет работать мастерская стрит-арта Елены Авиновой, и осуществится она в рамках проекта «CWS-Weekend». Там все желающие смогут ознакомиться с историей создания уличных трафаретов, создать свой, авторский, и выйти в город, чтобы его «надуть».

Узнать подробнее и записаться на курс (если будете в это время в Москве) можно по ссылке: http://litschool.pro/turgenev-street-art