«Общество само решает, кто и что соответствует норме»

Такие понятия, как «свобода» и «ответственность», неразрывно связаны и не могут существовать друг без друга. Но что насчёт улыбки, мысли и чувства? Это тоже должно предполагать какую-то ответственность? Кто вправе ограничивать человека в ходе его собственных мыслей?

Действие спектакля начинается с зарядки: звучит бодрая музыка, актёры в костюмах медперсонала начинают разминку. Зритель погружается в игровую атмосферу. Сложно поверить, но так весело и задорно начинается утро в психиатрической больнице. Мы не видим пресловутых смирительных рубашек, сомнабулично шатающихся больных, криков и стонов. На актёрах жизнерадостные клетчатые пижамы. В больнице доктора Спайви под чутким руководством старшей сестры мисс Гнусен создаются все условия для иллюзорно нормальной человеческой жизни. Не беда, что всё здесь делается по расписанию, строго по часам, как приём таблеток. Чистить зубы и смотреть телевизор можно только в специально отведённое для этого время.

Никуда не спрятаться, ни от кого не скрыться: прозрачные, отмытые до блеска стёкла не защитят. Есть проблема – обсуди её на общем собрании в кругу «терапевтической общины». Здесь тебе ещё раз напомнят, какой ты беспомощный и беззащитный и как опасен внешний мир, который находится за стенами больницы. Здесь тебе помогут. Ты не один.

«Я хотя бы попытался»

Но настаёт день, когда отлаженная и выверенная система мисс Гнусен даёт сбой. Из тюрьмы переводят нового пациента – Рэндела Патрика Макмёрфи. С первых шагов по сцене он резко выделяется на фоне «перелеченных» больных: лёгкая походка, прямой и открытый взгляд, раскованность. В нём ещё не успели задушить гордость и чувство собственного достоинства. Макмёрфи помнит, что у человека есть права и свободы. А правила «комбината» точно не для Мака. Он, в отличие от Бромдена, не скрывается в стенах больницы в попытке убежать  от жестокой реальности, а «хотя бы пытается» что-то изменить.

Конфликт между Макмёрфи и старшей сестрой, скрывавшей за маской милосердия жестокость и властолюбие, был неизбежен. Мак не выскочка или бунтарь. Это та «пружина», которая долгое время сжималась все крепче и крепче и, наконец, не выдержала. Герой заставляет вылезти наружу истинное недовольство других пациентов, их мысли и чувства, которые те с опаской скрывали и подменяли мнимой удовлетворённостью действительностью. Он внушает уверенность не только в них, но и в доктора Спайви, который всё это время безвольно подчинялся советам сестры Рэтчед. Первое, что замечает Мак, когда появляется в больнице: никто из больных не смеётся. По Макмёрфи, перестать смеяться – значит «потерять свою опору». А что есть человек без опоры?

Старшая сестра не могла оставить подрыв авторитета безнаказанным. В неравной борьбе между Макмёрфи и Рэтчед сестра одерживает победу. По крайней мере, физическую.

«Над кукушкиным гнездом» – это не просто интерпретация романа Кена Кизи с одноимённым названием. «Пролетая над гнездом кукушки» – в первую очередь вопрос к нам самим: готовы ли мы к свободе. Быть может, невидимый «комбинат» уже успел завладеть нашими умами и душами?

 

Фото Geometria.ru