– Как считаешь, что происходит с кировской тусовкой? Кто эти люди, которые ходят сейчас в клубы?

А есть ли у нас вообще клубы? По моим сведениям, в городе остался только клуб “Планета” и “Man’s Club”, но никто из моих знакомых туда не ходит или ходит, но тайно. Что касается тусовки… Ну тут произошли кое-какие изменения в самом поколении, которое сейчас и заполняет танцполы и бары. О таких людях уже много сказано и написано, у нас ведь то же самое происходит. Для меня они немного поверхностные. Молодежь стала тусоваться в 16-18 лет, не имея никакого музыкального понимания. Я считаю, что это рано. Раньше было такое понятие “клубная культура”, которое я сам до конца не понимаю, но какая-то культура все равно была, были какие-то рамки поведения, музыкальные стили, которые должны звучать, возможно, некая мода, стиль в одежде, танце, разговоре – это всё само складывалось, как и любая культура. Но сейчас этого нет.. По сути, в клубной культуре Кирова сейчас происходит полное бескультурье: играет музыка, которая не имеет никакого отношения к этому, люди и танцы какие-то тоже странные. Я заметил, что сейчас не танцуют, а кривляются, они даже музыку не слушают. После техно можно поставить какой-нибудь эмбиент, а они даже разницы не почувствуют и продолжат так же дёргаться. Я, конечно, не буду говорить про всё поколение. Но всё это было замечено мною на некоторых вечеринках.

– Ты говоришь, что они начали рано тусоваться, как они вообще в бар/клуб попали? Всё-таки сейчас действует фейсконтроль.

Ну, видимо, фейсконтроль такой, и поэтому они попадают внутрь. Где-то он есть, а где-то — нет. Кому-то сейчас интересно с 16-летними работать. Они берут своей массой. Денег, конечно, у них нет, но их много, и всё равно что-то оставляют в баре и создают движуху в помещении.

– А ты не думаешь, что это всё идёт не потому что они рано начали тусоваться, а просто читают всякие глупые паблики в социальных сетях, и они несут как раз это бескультурье?

Да, в конечном счёте идёт всё из социальных сетей, а не из клубов. Сейчас все говорят “туса-туса-идём на тусу”, хотя это слово из 90-х и, казалось, было уже забыто. Это явно идёт из Интернета, просто стало модно “тусоваться”, и они под этим подразумевают ходить на дискотеки, напиваться и кривляться.

ritmii

Вечеринка «Ритмы»

– Что касается кировских организаторов и промоутеров: кто эти люди в городе сейчас?

Таких почти не осталось. Их можно на пальцах пересчитать. Раньше их было больше, и все они были разные. Лет 10 назад у нас были techno-, house-, trance-, industrial-, drum’n’bass-промоутеры. Это были конкретные люди, и про них действительно можно было сказать, что они — промоутеры. Потому что они эту музыку горячо любили, продвигали и верили в неё.

– И куда они делись?

Они повзрослели и устали.

– То есть некой смены поколений не произошло?

Да, именно. Ну то есть промоутеры-то есть, но они продвигают то, что в продвижении не нуждается, то чем и так кишит Интернет без них. Они просто копируют не самые лучшие столичные тенденции типа “Скотобойни” или “Витч-Аута”.

– Ну, а те промоутеры, что сейчас? Они активные и классные или находятся в какой-то стагнации?

Тут у всех по-разному. Лично я занимаюсь вечеринками уже 10 лет. Наверное, сейчас в городе я самый старый из промоутеров, который ещё хоть что-то делает. И я сейчас не про возраст, а про свой профессиональный путь. Другие как-то сошли на нет. Промоутер сегодня – человек, который больше ориентирован на захват аудитории. Для него важно, чтобы пришло как можно больше людей (200-300-500 человек и “туса” удалась). И вторая важная вещь – получение прибыли. Вот лицо молодого и амбициозного кировского промоутера.

– А как же та клубная культура?

О культуре тут вообще нет речи.

– То есть ты хочешь сказать, что в современных тусовках вообще нет культуры?

Ну разве только культура потребления. Я недавно видел фотоотчет с лекции по модным кроссовкам. Куча молодежи сидит и с серьёзными лицами внимает, как ухаживать за тапками. Это что вообще? Блин, это просто китайские шлепки, которые ты должен стоптать на хорошей вечеринке и выкинуть без сожаления. Но не в этом дело. А в том, что, например, на лекцию по истории электронной музыки эти люди вряд ли придут.

– И с какого момента это стало происходить?

Когда все старички-промоутеры ушли или уехали. Но святое место не бывает пустым. И пришли какие-то проходимцы с ноутбуками, пластмассовыми контроллерами и сказали: “Да мы также умеем! Что тут нажимать? sync, play, ok!”

– А можешь вспомнить кого-то мощного того времени?

Ну наверное, это Антон Загравский со своими Раковыми Шейками на Титанике и вечеринки Bad House. Они делали все очень правильно. Там все держалось на музыке, на дружбе, на понимании. Но после каких-то 2-3 мероприятий, которые, на их взгляд, не удались, они перестали этим заниматься или тоже устали. Если честно, я даже не знаю, почему они прекратили всё. Может быть, они ещё начнут что-то делать. У нас небольшой городок, и если кто-то уходит из этой игры, то, естественно, это сильно отражается на всей культуре. Но тем не менее, клубная история в городе сейчас не умирает. Скорее всего, она находится в каком-то подвешенном состоянии.

– Что нужно сделать, чтобы эта культура появилась?

В дело должны прийти профессионалы-энтузиасты, и неважно – молодые или старые. Просто те, кто разбирается в музыке, её любит, готов рисковать и продвигать что-то реально новое для города . Всё-таки на первом плане всегда должна быть музыка. А дальше уже получение прибыли и так далее. На своём примере могу сказать, как в начале своей деятельности я пару лет делал вечеринки, на которые ходили 10 моих друзей и подруг. У меня даже мысли не было: успешно всё проходит или нет. Мне просто всё нравилось: 10 человек, и все танцуют – классно. А потом пришло 100. И я такой: “Ого!” А потом 200. И я понял, что вокруг меня начала образовываться какая-то тусовка. А сейчас, кто-то сделает одну вечеринку, назовет это рэйвом, придёт 50 человек, и они скажут: “Полный провал, мы этим не будем заниматься”. И тема сразу же затухает – такая грустная тенденция. Они хотят получить всё и сразу, и это главная ошибка.

– Женя, ты сам говорил про дилетантов. Честно, звучит немного сомнительно, потому что то, о чём ты говоришь, и есть дилетантство.

Ну да, я говорю о резких изменениях. Если сразу приходит профессионал, то только тогда будут положительные изменения. Например, вернутся те, кто уезжал из Кирова и снова начнут двигать свои темы.

– Год подходит к концу. Скажи, что крутого произошло в клубной сфере Кирова?

Если честно, то как-то бедновато прошёл год. Вообще никак. Были привозы какие-то интересные, но они никак себя не показали: туда приходило мало людей или не тех людей. Не проходило никаких фестивалей, не было опен-эйров и прочего. Но это скорее камень в свой собственный огород. Город захватила какая-то нездоровая псевдомодная ширпотребщина, которая отвлекала от других хороших вечеринок и, возможно, отбивала желание у других промоутеров что-то делать. Опять же скажу, что проблема в организаторах – их не появилось. У нас как было три человека, которые всё делают, так и осталось.

– На самом деле, звучит очень грустно.

Так, понимаешь, я и делаю вечеринки, потому что мне грустно (смеется).

– Как человек, который делает вечеринки, как ты понимаешь запрос аудитории? Ты вообще смотришь на то, что хотят увидеть люди?

Нет, совершенно не смотрю. Конечно, не всё от меня идёт. В Кирове  у меня есть небольшой круг людей, вкусы которых я учитываю и на которых я иногда ориентируюсь. Вместе у нас идёт совместное желание что-то делать. Я не могу навязывать какую-то свою прихоть, зная, что это никому не надо. Я отталкиваюсь от желания поделиться находками, донести что-то ценное до людей. Уже потом появляется вопрос – надо им это или нет, но с другой стороны, у нас всё-таки есть своя аудитория, которая нам доверяет, и мы можем смело делать вечеринку с любой направленностью и музыкой и быть уверенными, что им это тоже подойдёт. А вообще в этом году было для меня открытием это молодое поколение. Я испытал очень классные чувства, когда та самая молодёжь стала ходить и на наши вечеринки и отрываться там.

– Но они же поверхностные, им всё равно куда ходить?

Это моё предположение. Я же не залазил к ним в душу. Сегодня они танцуют на нашей вечеринке, а завтра трясут попами под какой-нибудь витч-хаус с таким же рвением. А на следующий день идут на панк-вечеринку и снова отрываются. Я, например, так не могу. Может быть, это их особенность, а может, и простое отсутствие вкуса. А может быть, открытость ко всему и формирование музыкального вкуса? Я не знаю. Я не могу говорить, плохо это или хорошо, я пока что сам не уверен.

riveranda

Вечеринка «Риверанда» на Титанике

– Скажи, как промоутеру правильно себя воспитать? Именно развить это чувство к прекрасному именно в клубной культуре? Делать весело, но в то же время интеллектуально.

Это сложно. Нужно просто жить этим и любить своё дело. Такая работа требует от организатора тотальности. Это не просто взять: “Ой мне сегодня понравилась эта музыка, давай-ка завтра сделаем вечеринку”. Нет — получится ерунда. Нужно жить этой культурой, вариться в ней, разбираться и понимать. Промоутер и диджей, как высокомерно это ни звучит, должны быть выше на уровень обычных посетителей: они этим живут и дышат, больше разбираются в музыке. Обычно танцующим людям ни к чему знать многие вещи. Они приходят как раз для того, чтобы узнавать и танцевать.

– Расскажи, как ты себя просвещаешь? Что читаешь и что смотришь?

Если честно, я почти не читаю и не смотрю специализированные издания по музыке. Мне больше интересна психология, философия, духовное развитие, наука в широком смысле. Я, конечно, смотрю на то, что происходит в музыкальной движухе других городов, но я всегда хочу сделать всё по-другому и не хочу, чтобы было похоже. Необходимо быть всегда в курсе дел: больше читать, слушать и смотреть по теме, чтобы знать, как делать или как не делать. И важнее, как НЕ делать.

– Как к тебе приходят идеи для вечеринок? Например, как придумывались “Ритмы”?

Ну “Ритмы” придумал не я, а мой друг Антон Васильев (Freak Out Shop). Кажется, он просто взял это название с потолка и сделал какую-то примитивную афишку с автомобильной тематикой. Мне дико понравилось название, и я решил развить эту тему  после первой вечеринки, иначе бы она ушла в никуда. Первый импульс идет от того, что нам самим становится скучно: мы хотим танцевать. Дальше придумывается концепт вечеринки, примерная музыка, которая там будет звучать. Думаем об атмосфере, которую хотим создать. Помню, когда делали “Ритмы II”  с Романом Цепелевым и Антоном, и мы, наверное, впервые подошли к организации настолько концептуально, что  в какой-то момент нам показалось, что это предел наших интеллектуальных возможностей и вот-вот должен произойти взрыв. На афишке продумывалось положения каждой буковки и элемента. Я написал стихи. Мой друг Егор Панасенко снял обалденное видео и сам написал музыку к нему. Это была Пасха, и на вечеринке мы миксовали христианские псалмы с техно, мерцали свечи, по стенам скользили тени людей и верб. В общем, атмосфера была та ещё, хотя, если признаться, вечеринка не очень удалась в плане посещаемости. Наверное, мы переусердствовали и нас просто не поняли. А начиналось всё просто: хотим вечеринку и танцевать, хотим РИТМЫ. Поэтому я сейчас за то, чтобы все было проще: меньше текста, яркости, всяких позывных знаков. Хочу коротко и честно: будет вечеринка, классная музыка и просто дата с местом. Мы делаем, а ваше дело идти или нет.

ritmiflyer

Афиша «Ритмы»

– Ты постоянно говоришь “мы”, кто твоя команда?

Ну, почти всегда это я и Антон. Все остальные участники Freak Out Group (промогруппа – прим. ред.) разъехались по столицам или просто потеряли интерес. Но вот совсем недавно из Питера вернулся блудный сын Кикин, чему я очень рад.

– А как вы понимаете, удалась вечеринка или нет?

По внутренним ощущениям и немного по тому, принесла ли она хоть какие-то деньги.

– Ты вообще зарабатываешь на этом?

В последнее время — нет. Но в золотые времена “Фрик Аута” (2008-2012) я даже как-то умудрялся жить на деньги от вечеринок.

– Почему так происходит? Нет спроса?

Да, сложнее стало зарабатывать и как-то стыднее. Да и у меня желание ушло делать коммерческие проекты. Вот и всё. Сейчас для меня деньги совсем не важны. Главное, не уходить в неприятные минусы и всё. Я от вечеринок в любом случае получаю кайф: от танцев, людей, воспоминаний… и обратной связи.

– Если вы получаете негативные отзывы от вечеринки, то как вы это воспринимаете?

Плохих отзывов я что-то не припоминаю. И, знаешь, очень хочется хорошей трезвой критики. Ну, чтобы задуматься, может мы что-то не так делаем? Но здесь конечно важен авторитет человека, который критикует.

– А если вспомнить твой первый провал. Как ты его пережил?

Был такой случай,тогда мне захотелось со всем этим завязать. Несколько лет ты делаешь вечеринки, приходят люди, все классно. А потом ты делаешь какую-то новую пати, на которую, собственно, всё поставлено, а на неё никто не приходит. Да, тогда мы решили поэкспериментировать с новым местом и пришло правда 3 человека. Все было сделано по тем же правилам, что и ранее, но что-то пошло не так.

– Вы потом рефлексировали, почему так произошло?

Да, конечно. Но в результате мы всё свалили на место и забыли. Это был большой клуб с сомнительной репутацией. Нам предложили хорошие условия без рисков. А люди не пришли.

– Люди не пришли, что было дальше?

Нам какое-то время не захотелось вообще делать вечеринки. Но у нас к тому же были проверенные места, и поэтому мы продолжили устраивать танцы там.

– Скажи, кем тебе больше всего нравится быть: диджеем или организатором?

Ну, если я организатор, то, как правило, я там и диджей. Когда я просто диджей, то, конечно, это веселее. Я играю и тусуюсь одновременно. Когда же организатор – всегда напряжен и обеспокоен всяким мелочами. И потом, я нахожусь по ту сторону аудитории, то объективно не понимаю, как прошла вечеринка на самом деле. Мне кажется одно, но на самом деле всё по-другому. В этом есть проблема. Даже если вечеринка проходит очень круто, то под утро я чувствую себя разбитым.

– Тебе вообще не надоело это всё? Не хочется взять и всё бросить?

Ну моя жизнь состоит далеко не из одних вечеринок. У меня происходит много всего интересного без них. Поэтому иногда да, когда что-то не получается в этой теме, просто ухожу в тень ото всех этих движух. Смотрю, наблюдаю, что происходит. Куда-нибудь езжу, играю. Снова набираюсь энергии. Вот Кикин недавно говорил про социальную ответственность, у меня тоже она есть. Иногда хочется что-то делать просто ради того, чтобы оно было. Вот и всё. Сейчас началась прям волна, когда люди валят из Питера и Москвы в свои деревни, чтобы поднимать культуру, как бы это ни казалось тщетным.

– В городе появилось движение “Конфигурация”, которое издало немного пафосный манифест. Ты имеешь к этому какое-то отношение?

Нет. Ну, может быть, косвенно. Этим занимается другой человек, мой приятель. Имя афишировать не буду. Но он состоит в нашей команде “Профилактики”. Да, манифест вышел громкий и действий за ним сначала не было. Но это было по причине того, что у него просто не было организаторского опыта, а желание что-то делать всегда было. Но, с другой стороны, всё это в конце концов вылилось в вечеринку “Профилактика”. Значит, проект всё-таки оказался не голословным.

– Раз уж заговорили про “Профилактику”. У вас есть какая-то идеология?

Идеологии нет. Может быть, она проскальзывает в каких-то пафосных фразах, но всё это рождалось во время организации – всё делалось энергично, быстро, и, главное, искренне. Например, первую вечеринку мы устроили за 1 неделю. Так никто не делает. Но, когда полностью отдаёшься какому-то мощному потоку, не спишь всю неделю, то появляется энергия, которая захватывает тебя. Нам просто захотелось сделать новый движ и донести его до молодёжи. Если честно, я сначала в совершенно не верил в “Профилактику”, но зато Никита Кикин очень верил, благодаря его эмоциональным и финансовым вливаниям всё и получилось.

profilaktika

Вечеринка «Профилактика»

– Скажи, на “Профилактику” приходят достаточно странные личности. Всю ночь бегал парень в домашнем халате. Считаешь, что это и есть ваша аудитория?

В халате бегал один из организаторов. Не знаю, наша это аудитория или нет, так как было всего лишь 2 вечеринки, и нельзя говорить, что уже сформировалась какая-то аудитория. Хотелось бы, чтобы это были люди, которые любят музыку и танцы : молодёжь, взрослые — неважно. Немного досадно, что старые тусовщики проигнорировали нашу вечеринку, хотя мы их очень ждали. Возможно, мы сами плохо достучались до них, поэтому так и вышло.

– Можно ли сказать, что благодаря “Профилактике” в Кирове появилась новая команда организаторов?

Да, причём это было спонтанно, а не “вот у нас получилось, давайте держаться все вместе”. Мы подружились, стали круто общаться, хотя до этого просто говорили другу другу “Привет” и всё. И как диджеи даже не договоривались, что мы будем играть. Просто доверились друг другу.

– “Профилактика” коммерческий проект?

Конечно, нет. Мы арендуем звук, свет. Все это стоит очень дорого, плюс аренда помещения. А отбить затраты с дешёвым входом — сомнительный бизнес. Пока мы балансируем около нуля.

– Есть ли будущее у “Профилактики”?

Думаю да, но этот вопрос лучше задать Никите Кикину. Он заварил всю эту кашу. Но скажу точно, третья вечеринка будет уже в новогодние праздники.

– Скажи, в кировской клубной сфере вообще возможно заработать, делая что-то немассовое, интеллектуальное и интересное?

Нет, конечно. Тут всё противоречит друг другу. Если это немассовое, как тут заработаешь?

– Ну как тогда сохранить в себе мотивацию делать что-то?

Деньги тут не могут быть мотивацией. Вечеринки – не про зарабатывание денег, а про получение удовольствия, совместного опыта и эмоций. А большинство промоутеров думает такими категориями: вечеринка успешная, если пришло определенное количество людей и заработаны деньги – всё. У меня совсем другой подход: чтобы все были вместе, и танцевали, и любили друг друга.

– Ты давно в этой индустрии. У тебя есть поклонники?

Куда без них? Был один забавный случай давно, когда на меня набросилась одна поклонница, стала меня обнимать, а потом  выяснилось, что она перепутала меня с Эльдаром Гараевым (смеётся).

– Абсурдно звучит. Она сама поняла, что перепутала?

Нет, я не стал её разочаровывать. Кстати, это было не один раз (смеётся).

– Скажи, а какое вообще будущее у клубной сферы Кирова?

Ну сейчас надежда только на подрастающее поколение, нужно будет лепить из них правильных тусовщиков.

– Думаешь, они сами этого хотят?

Да какая разница, главное, они открыты для всего нового. Там есть смышлёные и умные ребята и девчата. Они сами подходят ко мне и говорят: “Ух, ты! Классная музыка, спасибо!” А кто-то наоборот не врубается и бежит на blank или owl deuce.

– Какие-то привозы планируются?

Да, в эту субботу  будет вечеринка в Jackie Brown c Денисом Рябовым из “Искренней музыки”.  Это один из участников главных питерских вечеринок, кторые нам ближе всего по духу. И ещё хотим сделать крутой привоз на “Профилактику”, но это ближе к весне.

Послушать миксы Jkich