О том, как интернет-мемы помогают урбанистам

Можно сказать, что городская антропология —  это такая особая школа антропологического изучения локального текста города. Причем под локальным текстом подразумевается все то, в городской культуре, что связано со спецификой города. Сюда попадает и местный фольклор, и стихи местных поэтов о городе, и устойчивые представления о его центре и окраинах. В равной степени важная информация может прийти к нам, как от краеведческих музеев, так и от интернет-мемов местных пабликов в социальных сетях. Но все же главная движущая сила нашей исследовательской работы – взаимодействие, общение  с горожанами. Мы не только проводим с ними глубинные интервью, но и много наблюдаем, смотрим, как жители используют городское пространства. Чем очень помогаем архитекторам и проектировщикам. Они привыкли иметь дело с чертежами, а значит, зачастую просто не могут заметить изнутри, что в городской среде людям  нужно на самом деле. Когда мы начинам работать вместе с урбанистами, находим ответы на многие, уже порядком измучившие вопросы. В воздухе постоянно витает нечто вроде — в любой непонятной ситуации зови антропологов.

 

Сейчас главная проблема в том, что у людей нет представления о том, какой должна быть классная улица 21 века

 

О том, что мешает Вятке полюбить себя

Киров – исторический город, здесь много архитектурного наследия. Но, когда я был в Кирове (лет 8 назад), мне показалось, что много всякой мешанины и эклектики.  Есть и исторические здания, и довольно страшный новые постройки, и советские. Все хаотично. Вместе с тем, приезжая в такой же историко-архитектурный центр маленького европейского города, ты сразу понимаешь, где это именно он, есть определенное, незаметное архитектурное и историческое единство. В Кирове, к сожалению, всех плюсов города просто не видно — все время что-то бросается в глаза, отвлекает. От всего этого город не выглядит уютным. И ты можешь любить просто какие-то кусочки города то тут, то там. Но нет системы. И это, к сожалению, свойственно очень многим городам страны. Сейчас главная проблема в том, что у людей нет представления о том, какой должна быть классная улица 21 века. Они привыкли ремонтировать, поддерживать городское пространство в каком-то  немного анабиозном состоянии.  Нечто из разряда «Дорожное покрытие прохудилась – давайте подлатаем». А что можно сделать реально улучшающего качество жизни города, выводящее его на новый уровень? Редко кто может ответить. И вот такие пробуксовки очень часты. В итоге, инфраструктура совершенно не улучшается. Возьмем простой пример — во время работы над проектом городского планирования города N, в плане забыли сделать канавку для стока воды из водосточной трубы. Что получаем в итоге? На новую гранитную плитку льется вода, затем застывает, и граждане вынуждены по дороге на работу кататься на катке. Городские власти, с одной стороны, бросает все силы на такое своеобразное «латание ран», с  которыми сталкиваются все города по мере ветшания, с другой  – не остается энергии, ресурсов и идей для создания чего-то нового.

 

Чтобы сформировать грамотную стратегию развития города, нужно понимать, что является приоритетом, культурным и историческим центром

 

О том, где хранится инструкция по преображению города

Чтобы сформировать грамотную стратегию развития города, нужно понимать, что является приоритетом, культурным и историческим центром. С одной стороны, мы можем привлечь внимание к историческим зданиям, объявить, что какие-то из них – невероятно ценный ресурс для города, который привлекает туристов, он невероятно важен и так далее. И придем к выводу, что нужно эти исторические здания восстанавливать, «встраивать» в городскую среду, повышать привлекательность. Это довольно тяжелая работа. Кроме того, гулять среди таких зданий красиво, но если смотреть глазами бизнеса, использовать их довольно проблематично. Там невозможно делать перепланировку (особенно если это историческое здание под охраной), требует очень много финансовых затрат  на восстановление и многие другие не менее важные вещи. Получается, что подобная стратегия развития возможна, но требует довольно тяжелой системной работы. Восстановление исторического центра должно стать приоритетным направлением в решении первостепенных вопросов городской среды.

С другой стороны, заинтересованным горожанам так же стоит подумать о том, как сделать так, чтобы в городе хотелось жить. Для того, чтобы это направление работало, и в городе начались бы более быстрые изменения в сторону развития, стоит подумать о том, как объединение всех творческих людей, вне зависимости от видя деятельности, в некое сообщество. Это следующий этап осознания. Важно лишь понять, в каком формате это объединение сможет существовать, как сможет влиять на городскую среду, вокруг каких идей и проектов ребята могли бы объединиться. А не чтобы каждый сам по себе. Стоит подумать так же над тем, чтобы вовлечь в сообщество прогрессивных представителей бизнеса. Смотрим, что получается в идеале: есть интересные, творческие ребята, полные идей. А еще есть прогрессивная бизнес-среда, готовая поддержать этих ребят социальными инвестициями. И этот взаимовыгодный союз может дать городу небывалый толчок на пути к развитию.  И начинать думать обо всем этом стоит уже сейчас.