Однажды у нас с другом вышел интересный спор: он говорил, что его жизнь однообразна. Я тогда спросила о том, что для него разнообразие жизни. По его словам получалось, что «разнообразие» — это такой мир, в котором все готово взорваться фейерверками, даже если на то нет причины, что разнообразие считается только то, что делает твою жизнь непредсказуемой и невероятно яркой, нечто такое, на что можно просто открыть рот и сказать «вау». Я не согласилась.

***

Разговор случился уже после фестиваля  норвежского кино «Тромсё». В прошлом году фестиваль выбрал своей темой природу и то, как на ее фоне развертывается жизнь человека, как красота лесов оттеняет чью-то печаль, как сияющие  в закате горы подчеркивают радость и спокойствие.

В этом году темой были выбраны «Games they play» («Игры, в которые они играют»). Казалось бы, довольно пространная тема, которая, на первый взгляд, не раскрывает сути и точно имеет мало общего с предыдущей мыслью. Природы в этот раз мало. Она  — только фон тому, что будет происходит в мире людей Севера в ближайшие полтора часа.

Все режиссёры оказались совершенно новыми. В  том и прелесть – возможно, режиссура на Севере распределена по неким нишам. Кто-то снимает о природе и людях, а кто-то – о людях и их чувствах. Но вместе они образуют единую систему, некий образ, за которым хочется следовать. Киноистории участников фестиваля разнообразны: первые переживания девочки-подростка во время взросления, и неразрешённый конфликт, и погоня за ускользающей мечтой.

Кажется, что норвежские короткометражки можно прочувствовать не столько по сюжетности в соединении с изображаемым, сколько по отдельным режиссёрским решениям в той или иной ситуации конкретного фильма. Итог один – полное вовлечение в происходящее. И с этого момента вернёмся к теме умения радоваться разнообразию жизни.

тромсе2

Кадр из к/ф В БИБЛЕЙСКИХ ПРОПОРЦИЯХ (Of Biblical Proportions)

Современное общество привыкло жить рывками. То ничего вообще не происходит, то вдруг резко случается нечто, что, чисто теоретически, должно изменить «всю-жизнь». Когда же этого не происходит, человек уходит в себя, переползает изо дня в день, переставая радоваться окружающей реальности и дневному свету, разочаровывается.

В этом контексте можно увидеть всю гениальность фестиваля «Тромсё». Конечно, мысль, которую я провожу, и реально заявленная тема разнятся, а, значит, и совпадения случайны. Но, всё же, в каждом из этих фильмов можно увидеть разные стадии: когда человек приходит к этой радости внезапно, когда жаждет чего-то большего, когда в погоне за бесплотной мечтой теряет эту способность.

Доступности всех этих условных стадий каждый режиссёр достигает по-своему: внезапную радость один проводит через взаимоотношения девочки и её отца, другой создатель показывает жажду большего от жизни через антиутопичный, откровенно мрачный и неприятный мультфильм о бюрократическом монстре, а третий трактует погоню за мечтой через заседание учёных, которые верят в то, что нашли череп Иисуса Христа и загораются идеей стать знаменитыми и признанными.

тромсе4

Кадр из к/ф БУНКЕР (Bunker)

Я не согласилась с другом. Радоваться малому – это очень важно. И не потому, что «большое придёт сам». Такого не бывает. А потому что так мы делаем свою жизнь интереснее. Здесь важен не результат в виде «чего-то большего», а само наслаждение этими маленькими приятными событиями, воспоминаниями.

Однако, в отличие от моих соображений,  тема фестиваля «Game they play». Возможно ли связать эти две мысли? Если предположить, что выбор между умением радоваться малому и конечным результатом «большего» – это главное главное правило, игра сразу обретает смысл. Уверена, таких правил может быть множество. Определите для себя главное, и кто знает, к чему эти жизненные игр вас приведут.

 

На подложке кадр из к/ф НЕУКЛЮЖИЕ МГНОВЕНИЯ МИМОЛЕТНОЙ НЕЖНОСТИ
(Pieniä Kömpelöitä Hellyydenosoituksia)