Каждый год в России посвящён чему-то, в том году это была литература, 2016 — российское кино. Это делается для того, чтобы привлечь внимание к определённой проблемной области в стране. На каждый такой год формируется организационный комитет, который занимается разработкой программы и её утверждением. К слову, план делается практически на все города России, который находится в свободном доступе. То есть прямо сейчас вы можете найти сайт, который посвящён году российского кино, и посмотреть, что же ещё ждёт кировчан (спойлер — ничего).

Киношная антиутопия

Вернёмся к программе. Заявлено более 100 мероприятий на всю Россию, в Кирове же — примерно 30. Среди них десятки кинофестивалей и киносмотров, открытие новых кинотеатров и Домов кино, организация многочисленных выставок, концертов и лекций, запуск Интернет-проектов и печатных изданий, посвященных российскому кинематографу, просветительская работа с гражданами всех возрастов, открытие мемориальных досок киноактеров, организация тематических мероприятий и празднований. Мы с удовольствием изучили график и задумались: «А где мы были?» Честно, почти все мероприятия прошли мимо нас. На самом деле, это всё выглядит так, что некоторые мероприятия, хоть как-то сопричастные с годом кино в Кирове, подвели именно под этот праздник. Разработали и сделали что-то уникальное? Нет. Создали что-то интересное? Нет. Сделали больше — закрыли единственный фестиваль кино под открытым небом на Спасской. В общем, если всё прошло тоже мимо вас, то не печальтесь, мы с вами. Утопия, которую расписали на официальном сайте, не случилась. Вернее, она превратилась в некую антиутопию.


Более 70 отечественный кинорелизов вышло на сегодняшний день

80 млн. долларов — заработок от кинопроката

175 млн. долларов — израсходовано на работы над фильмами

105 млн. долларов — убытки (половину кассовых сборов забирают кинотеатры)


Одиозный приезд Михалкова

Естественно, ключевым событием любого такого года является его открытие. По графику на официальном сайте заявлен январь. На деле же это произошло в марте. Видимо, три месяца готовились к приезду Никиты Сергеевича Михалкова, который посетил наш город, открыв злосчастный год: «Я не мог не приехать сюда, во-первых, потому, что обещал, во-вторых, потому, что очень ценю это место». Кстати, похоже, даже сам Никита Сергеевич, снимая отечественное кино, не особенно в него верит. Он считает, что американское и российское кино снимается в пропорции 80:20. Похоже, Михалков не в курсе, что в нашей стране существует такой пласт, как независимое авторское кино, которое вряд ли попадёт на экраны кинотеатров и вприницпе никогда не будет растиражировано, но, к счастью, всегда найдёт своего зрителя.

Областной киноклуб

Мы не могли обойти стороной деятельность данного киноклуба. Во-первых, потому что это история нашего горда: киноклубу 55 лет. Во-вторых,  всё это время данная структура проводит различные фестивали и слёты, собирая вокруг себя всё больше и больше заинтересованных в кино. Некоторые проекты Киноклуба помогли школьникам, проходившим там обучение, поступить в престижные учебные заведения, а студентам – найти высокооплачиваемую работу на телевидении. Люди действительно стараются и не опускают руки, хотя на то есть свои причины. Именно в этом году киноклуб остановил все свои проекты из-за недостаточного финансирования. И самое тут удивительное, что в графике различных мероприятий на этот год, киноклуб постоянно фигурирует. Даже в специализированный год кинклуб не получил финансирования.  Спрашивается тогда: зачем оно вообще надо, если не поддерживать те структуры, которые и занимаются популяризацией (и производством) российского кинематографа. Хочется просто развести руками, пожать плечами и уйти. Честно.

А что думаете вы?

Объективность — наше всё. Поэтому мы пообщались с несколькими людьми, которые разбираются в кинематографе.

БЛЮЗ

Денис Князев, молодой режиссёр

«Ничего не замечаю, если что-то и делается, то это популизм и отмывание денег, осваивание грантов. Ничего не смотрел из российского в этом году, да и вообще этот разговор о чём-то высоком далеком и зависимом: миллионные гонорары актеры, рынок, смыслы. В независимом документальном или авторском кино вам никто не поможет».

СУХАРЕВ

Александр Сухарев, менеджер по кинопрокату кировского кинотеатра

«Из самых крупных прошедших событий отмечу непосредственно открытие года кино с приездом Никиты Сергеевича Михалкова. К тому же, уже прошло несколько конкурсов Фонда Кино на предоставление средств на развитие кинотеатров в городах с населением до 100 тыс чел. По второй программе туда попали и 2 кировских города Слободской и Малмыж. Год кино  это НЕ год премьер. Сейчас Выделяются деньги на съемки — процесс создания фильма длится от года, следовательно, премьер надо ждать в 2017-18 году. А из того что вышло выделю 2 фильма — «Экипаж» и фильм Натшуллера «Хардкор».

Российское кино, так скажем, сейчас наконец-то берется за коммерцию. Раньше это были фильмы достаточно простые в техническом плане (мелодрамы, комедии и т.п.). Сейчас, наконец, появляется и фантастика, и ужасы, и даже аналог Марвел («Защитники») т.е. российское кино прогрессирует в массовые жанры. Это только начало, но дорогу осилит лишь идущий. Надеюсь через пару лет увидеть реально качественно новое российское кино. Начало уже положено».

 

ИВАН МИЩИХИН

Иван Мищихин, кинолюбитель, ведущий

«От года Российского кино я ничего особенного не ждал и, как оказалось, правильно делал. Это же глупейшая формальность, точно так же как и с любым «годом чего бы там ни было в России». Несколько «никаких» административных мероприятий, на которых присутствовало 4 человека и полторы группы «пригнанных» студентов. Российский кинематограф, как и Российский футбол, нуждается в долговременной и планомерной реформации по всем своим аспектам. И за один год тут ничего не изменить. При условии, что и менять никто ничего и не собирается. Суровая реальность такова, что кино в нашей стране снимают преимущественно те, у кого есть деньги. А не те, у кого есть талант.

И по 2/3 раза в год, а то и чаще, появляются очень достойные и интересные фильмы. И большинство из них так и не доходят до широкой аудитории, отправляясь путешествовать по различным фестивалям, преимущественно не Российским. А в наши кинотеатры попадают очередные туалетные комедии от «Камеди» и всего из него вытекшего.

Но! Во многом в появлении «Супер-Бобровых» и подобных кинофильмов виноваты мы с вами. А точнее, среднестатистический зритель, который идёт на все «это» в кино и делает кассу фильму, за который не то, что деньги платить жалко, а зрителям должны ещё и моральный ущерб компенсировать.

Главной Российской премьерой этого года принято считать фильм «Экипаж», который, не являясь прямым ремейком ленты Александра Митты 1979 года, умудряется уступать оригиналу по всем пунктам, кроме визуальных эффектов, что естественно.Лично для меня самым интересным и оригинальным отечественными проектом в этом году стал «Хадркор» Ильи Найшуллера. Собрав значительную сумму при помощи краудфайндинга и заручившись поддержкой «нашего казаха» Тимура Бекмамбетова, молодой режиссёр со своей командой смог снять действительно захватывающее, интересное, эффектное, и что важно — оригинальное кино!»

Мы хотели промолчать, но не вышло

Самое интересное в таких тематических годах, это материалы или сюжеты в СМИ с заголовком «… год не удался». Так, например, произошло с годом литературы: одна из старейших газет «Литературная Россия» издали материал с названием «Год литературы не удался». И так происходит каждый год. Наступит 2017 и мы будем читать аналогичное про год российского кино. Вопрос — почему? Можно тысячи раз пинять на то, что у нас страна плохая, нет системы, плохие руководители и чиновники. Но разве это правильно? Начините с себя. Любите кино — снимайте его, даже если его увидит только ваша кошка. Любите литературу — напишите книгу или просто встаньте на улице и декламируйте стихи, организуйте свой литературный кружок или создайте Интернет-проект, посвящённый литературе. Каждый такой год проходит мимо, потому что вы просто не смотрите в его сторону.

 

Спасибо за великолепный коллаж Birch White