Спектакль «Враг» вызвал неоднозначную реакцию кировских зрителей. И вместе с тем, однозначно стал знаковым событием для города.

Порой наше собственное сознание может сыграть с нами злую шутку. Мы можем что-то неверно понять и оказаться в неловкой ситуации, можем напридумывать себе несуществующие обстоятельства. Но есть люди, с которыми сознание не просто шутит. С ними оно меняет свою сущность…

Так было с главным героем инсценировки. Жером Ангюст даже не подозревал что простая задержка рейса может стать для него последним воспоминанием в жизни. Десять лет назад он потерял жену, грусть и скорбь сделали его нервным и нелюдимым, он перестал воспринимать мир, как бесконечность возможностей. Есть только одна дорога – бизнес, карьера.
Неожиданно в зале ожидания к нему подсаживается загадочный Текстер Тексель. В ту же секунду жизнь Жерома меняет скорость, теперь и она застывает в ожидании…

Qnaz-AhtlEs

***

«Я верю во врага. Есть Бог или нет — это еще надо доказать, а его всесилие и вовсе под вопросом. А внутренний враг то и дело напоминает о себе, и от него никуда не спрячешься. Я верю в него, потому что он непрерывно, днем и ночью, путается у меня под ногами. Этот враг изнутри разрушает все, что только может разрушить. Он против вашей воли обнажает червоточину, которая таится в любом предмете и в каждом человеке» — с лихорадочным и безумным блеском в глазах восклицает Текстер Тексель.

Фраза как нельзя точно выражает низменное в каждом из нас. В современном «строго-регламентированном» мире мы забиваем этого врага внутри, мы боимся его и одновременно пытаемся обрести над ним власть. Обычная схема подчинения. Но поле битвы – вы сами. С детства каждому внушают, что обманывать нехорошо, что нужно делиться и перестать завидовать, нужно помогать другим, не быть злопамятным. Но что, если чем дольше мы забиваем все эти чувства и переживания вглубь сознания, тем больше вероятности, что однажды и сама душа не выдержит, и яд, столь долго бродивший и томившийся взаперти вырвется наружу, и отравит всю душу? Отравит настолько, что мужчина забудет на десять лет о том, что убил собственную жену!

Жером Ангюст слишком долго сдерживал проявление низменных чувств, боялся признать, что при первой встрече с будущей женой (жертвой?) хотел ее изнасиловать. И сделал это. Только во сне…

hSQ012fOYiw

Когда низменного яда стало слишком много и появился Текстер Тексель. Он ничто иное, как осязаемая проекция темной стороны в сознании человека. Жером видит его, не доверяет ему, пытается сбежать, издевается над ним. Текстер долго идет к самому главному, он рассказывает странные истории о том, как погиб одноклассник, которого он ненавидел, или о то, как съел кошачий корм. Жером смотрит на Текстера как на обычного, но больного человека, маньяка и безумца, который выбрал его своей следующей жертвой и достаточно методично ослабляет его рассудок для последующего, финального удара. И этот удар происходит. Медленно, но верно, Жером складывает пазлы рассыпавшейся десять лет назад картинки, он хватается за голову и пытается заставить память выкопать похороненные страшные воспоминания. Но все тщетно: он настолько старательно придумывал образ в собственном сознании, на который можно было бы свалить ужасное преступление, что в конце концов поверил в это, поверил, что этот безумный человек – правда.

В конце концов личность человека рушится, яд вытекает наружу, поглощая все на своем пути: воспоминания, мысли, чувства, стремления… Жером Ангюст убивает в последний раз.

История окончена. Сквозь всполохи красного света и сваленные в центре сцены стулья прорывается голос громкоговорителя из аэропорта:

«Двадцать четвертого марта тысяча девятьсот девяностого года пассажиры, ожидавшие вылета в Барселону, оказались свидетелями странного происшествия. Рейс задерживался почти на три часа, когда вдруг один из пассажиров вскочил с места и начал со всей силы биться головой об стену. Он пребывал в такой дикой ярости, что никто не решился его остановить. Он бился об стену до тех пор, пока его не настигла смерть.

Свидетели этого загадочного самоубийства заметили, что всякий раз, когда человек ударялся об стену, он кричал:

— Свободен! Свободен! Свободен!»

***

Машина. Смотрю в окно на убегающих людей, серые здания, мигающие светофоры. Не хочется говорить, страшно думать – в голове мысли только о спектакле. Я боюсь заглядывать внутрь себя, боюсь отыскать своего врага, не хочу смотреть ему в глаза. Мысли прорываются сквозь пелену убегающих пейзажей: кто же такой, этот внутренний враг? Из чего он состоит и в каком уголке души появляется впервые? Можно ли с ним подружиться?

Я не знаю.


Полный фотоотчёт:  http://geometria.ru/places/galereya-progressa/events/932844