Почему пошли в преподавание? И как давно преподаёте?

На самом деле, в университетской системе я оказался случайно: просто на старшем курсе на кафедру требовался лаборант, и я предложил свою кандидатуру. После реструктуризации ВятГГУ в 2014 году, благодаря тогдашнему декану ФГСН (прим. автора: факультет гуманитарных и социальных наук) ВятГУ, я начал свою педагогическую деятельность. Поэтому стаж у меня совсем небольшой — всего лишь 2 года. Моё первое занятие прошло в небольшой группе экономистов — это ничего. А вот второе — лекция в большой аудитории со 100 экономистами, специфическое ощущение.

Как не потерять интерес к профессии?

Назвать преподавание профессией можно только с определенными оговорками, ФГОС (нормативный документ министерства образования и науки РФ, описывающий требования к освоению образовательной программы и компетенции бакалавров), по которым ныне обучаются студенты, оставляют место для варьирования содержания дисциплины и выбора методики преподавания. И в этой «профессии» заложено то, что не дает потерять интерес − постоянное самообучение и самообразование. Нужно постоянно быть в тренде, следить за происходящим в науке, культуре, искусстве и прочих сферах жизни общества.

_x1XFeQFARM

Какой вы преподаватель?

Очень сложно судить о себе в этом смысле. Тут невозможно быть объективным. Просто хочется верить, что я не тиран и не зануда.

Как вы учились в школе?

Блестяще! Шучу. Это мы оставим за кадром.

«Самое интересное — это люди и сама жизнь»

Чем планируете дальше заниматься?

Условия не всегда позволяют строить планы и приходится отталкиваться от постоянно меняющихся обстоятельств. Сегодня вся бюджетная сфера чувствует некоторую нестабильность. Но тем не менее, преподавание и научная деятельность — это моё призвание, с которым я бы не хотел расставаться.

lKl8Z15bZOU (1)

Вы точно не боитесь быть собой и афишируете свою жизнь в социальных сетях. Как вам удаётся совмещать, так скажем, разные стороны вашей жизни?

На самом деле это не так сложно совмещать, как может показаться на первый взгляд. Большинство студентов ведут себя адекватно, встречая преподавателя вне вуза, например, в том же баре. Это радует. Кроме этого тусовки ушли на второй план. Мне как-то лень. Сейчас я активно занимаюсь большим теннисом, в Кирове есть невероятный тренер который работает на корте в парке Горького. Да, и нельзя сказать, что я что-то афиширую, просто пользоваться социальными сетями не значит афишировать.

C-MV0UKH0yw

У вас есть диссертация, связанная с кино. Расскажите про неё.

Начнем с того, что диссертация в процессе, и я её ещё не написал. Тему предложила мой научный руководитель после того, как услышала, что мне интересно всё, что происходило в западной культуре после 1968 года. Я выбрал концепт “безумия” в западном кинематографе. Работать над такой темой непросто: она очень сложная и обширная. Особенно если учесть, что ранее приходилось работать только с текстами в узком смысле слова, то есть книги, а тут перед тобой такой сложный вид искусства — кино, включающий обилие кодов: звуковой, языковой, изобразительный и т.д.

Какое кино вы любите?

До столкновения с этой темой кино меня не интересовало. Да и сейчас не особо интересует, больше всего привлекает поиск новых или забытых способов о нём говорить. Фильмов любимых нет, поэтому я делю их на те, которые бы мог пересмотреть и те, которые не вызывают такого желания. При этом первые весьма и весьма эклектичны: от “Звёздных войн” до “Пианистки” М. Ханеке, “Автокатастрофы” Д. Кроненберга и работ режиссёров Педро Альмодовара и Ксавье Долана.

Как вы относитесь к извечному противостоянию книги и фильма?

Оно настолько извечное, что нечего и добавить. Самая яркая экранизация за последнее время, на мой взгляд, “Анны Карениной” с Кирой Найтли и Ароном Тейлором Джонсоном. По-моему отлично, не хватило только той сцены где Вронский уезжает на войну весть такой грустный.

LOXKLOZM-lQ

Что последнее посмотрели и что вас впечатлило? Что бы вы посоветовали посмотреть молодому поколению?

Ну спасибо, то есть Я — не молодое поколение. Часто бывает что студенты сами мне что-то советуют, правда, в большинстве случаев, я это уже видел. Так, например, мы обсуждали скандальную «Любовь» Г. Ноэ, «Левиафана» Звягинцева и «Великую красоту» П. Соррентино. Иногда я приглашаю студентов в кино, если привозят и показывают на большом экране что-то действительно стоящее. Так в прошлом году ходили на “Мамочку” Ксавье Долнана Долана, а в этом году на “Молодость” П. Соррентино.

Хотите ли вы продолжить образование?

Обучаюсь постоянно и всем этого желаю. Параллельно со всем учусь в магистратуре по курсу Социологии (моя основная специализация). У нас читают лекции преподаватели из Института Социологии РАН, из Казанских университетов, магистрантами руководят преподаватели НИУ ВШЭ. Совершенно потрясающее направление, имеющее широкую перспективу развития в Кировской области.

«Социология — это когда людей можно измерять и переводить качество в количество»

К вопросу о системе образования. Вы преподаватель, но были и учеником, и студентом. Как относитесь к данной системе в России?

Меня всегда смущала форма промежуточной аттестации (зачеты/экзамены), в последнее время я сам ориентирую некоторые группы студентов не на заучивание десятков вопросов, а на продукт их собственной деятельности. В этом смысле особого внимания заслуживает такая форма отчетности как академическое эссе (некий аргументированный и структурированный текст на выбранную студентом тему в рамках проблематики курса)  по изучаемой дисциплине. Или написание проекта. Например, по курсу социология журналистики в этом году были неплохие мини исследования студентов-журналистов. Одна ваша сотрудница с командой изучала ожидания и реальность журналисткого образования, сравнивая мнения студентов и редакторов с нормативными документами.

У вас очень много фотографий из путешествий. Вы часто куда-то ездите?

Стараюсь выезжать почаще, в последнее время делать это всё сложнее и сложнее. Предпочитаю выезжать самостоятельно, в одиночестве, так как это избавляет от необходимости с кем-либо согласовывать свои планы. Был во многих крупных европейских столицах, в нескольких местах на Ближнем Востоке. Наиболее потрясающие места: Bergain (в Берлине, невероятное место, просто улет, бомба и жесть) и KitKatClub (тоже Берлин, тоже тусовка, что надо) — просветиться Prado (в Мадриде, Босх, Веласкес, Сурбаран, Гойя в обилии, два дня там провел).

Если бы у вас была возможность оставить послание молодым людям будущего, о чём бы вы написали?

Не знаю, что им написать. Я бы промолчал.


Фото: Сергей Юферов https://vk.com/sergey_5