НС: «Галерее Прогресса» недавно (прим.автора — 4 апреля) исполнилось 5 лет. Юбилей, поздравляем. Уверена, в такие минуты всегда хочется вспомнить, с чего все начиналось. Не могу не спросить: как родилась идея создания «Галереи»?

ДШ: Изначально я вообще играл в хоккей с шайбой. Спустя какое-то время начал заниматься музыкой. Погрузился в удивительный мир, познакомился со многими музыкантами, художниками, актерами. Так и получилось, что заинтересовали искусство и живопись.

img03294В это время друзьями мы тогда как раз начали участвовать в первых выставках молодых прогрессивных художников 90-х годов, которые проходили в тогда очень популярной «Макин Галерея» (прим. автора — галерея прогрессивного искусства в Кирове, в данный момент закрыта).Спустя еще какое-то время мы открыли для себя киноклуб «Сталкер», который располагался тогда в ДК «Родина». Так началось знакомство с мировым кинематографом.

Музыка, «Макин Галерея» и кино-клуб «Сталкер» в то время являли синтез направлений в искусстве. А ведь это, по определению, и есть современная культура. Объединение всех направлений в одном проекте.

Но «Галерея»не появилась вот так, сама по себе. Уже какое-то время мы развивали в городе багетную мастерскую (прим. автора, багет — гладкая или профилированная планка для изготовления рам и карнизов к картинам), а также рекламное агентство. Можно сказать, что без этих проектов «Галереи» бы просто не было. Агентство оказывало финансовую поддержку, мастерская была незаменима при подготовке выставок. Бизнес и искусство не могут друг без друга, и это нормально. Ведь современной культуре необходимо должное развитие на надежной основе.

«Галерея Прогресса» – это проект в первую очередь социальный. Мы старались сделать его образовательным, с новой формой подачи, постарались нацелить молодежь на процесс самопознания.xfH7_gohWVc

НС: Какая в итоге у «Галереи Прогресса»сформировалась идеология?

ДШ: Эволюцию сознания невозможно остановить. Она может происходить только тогда, когда есть определенный интеллектуальный рост. А для этого нужна свобода, чтобы могли появляться новые образы, идеи. И тогда человек сможет переосмысливать прошлое и переносить лучшее в настоящее. Для этого нужна современная культура. Эволюция возможна только в прогрессе. Мы увидели свою главную цель — заполнить пробелы в культурном образовании. И в частности, это как раз касается современного искусства, которое было запрещено в советском коммунистическом периоде. А ведь, между прочим, именно через практику опыта и ошибок, открытия чего-то нового и необычного поколение сможет идти вперёд к открытию новых горизонтов. Искусство – это о том, чтобы не пропустить нечто важное в жизни.

Искусство – это о том, чтобы не пропустить нечто важное в жизни.

НС: И что в итоге понял кировский зритель?

ДШ: Нельзя однозначно сказать. Наверное, здесь важно обратиться к главной проблеме – запрету современной культуры. Ну вот например (прим. автора — о выставке Валерия Барыкина «Советский пин-ап») в советском времени сам СССР был, а эротики в нем не было. Да как же не было! Ведь была любовь, а эротика сопутствует ей по умолчанию. Просто правительству не хотелось, чтобы общество было свободомыслящим в этом смысле. Конечно, нельзя однозначно сказать, что в системе вообще всё было плохо. Были и вера, и стремления, и чистые человеческие идеалы. Но как бы то ни было, чем рамки уже, тем проще управлять народом. Когда нет духовной составляющей в искусстве, должна быть жесткая государственная система. Раз все говорят, что это плохо, значит, так оно и есть. В советском периоде не было такого естественного права выбора, как сегодня. А ведь это так важно, чтобы человек всегда знал, что он может выбирать, во что верить. К тому же то, что закрепощается внутри, затем начинает болезненно пробиваться наружу. В итоге — всплеск насилия.
Именно поэтому сейчас, в современном мире, я считаю, мы необходимы молодёжи. Ведь наше общество – это люди интересующиеся, которые не боятся задавать вопросы себе и миру.

img03290А после непосредственного соприкосновения с мировым искусством, посещения выставок, изучения
культуры, которая была запрещена, можно ощутить себя космополитом.


НС:
Как можно воздействовать на формирование культуры нашего города?

ДШ: Прежде всего, любовь и практика. Искренняя любовь к тому, что ты делаешь. Не навязчивая идея. Нам просто хотелось показать великих художников. Только и всего. Я не пытаюсь ничего доказать. Также, думаю, важна преемственность поколений — молодежь не должна начинать с нуля и набивать те же шишки. Так можно много времени потратить на открытия, которые уже известны.

Рисунки: Виктор Дорофеев

Фото на подложке: Христина Стоянова