Валерий Барыкин достаточно хорошо известен и в России, и за рубежом. За плечами – многочисленные выставки, среди которых четвёртая Московская биеннале современного искусства и выставка в лондонском музее современного искусства Эрарта. Очевидно, что свободные и раскрепощенные работы советского художника находят признание и подвигают к размышлениям.

В своих работах художник придал сдержанной и холодной советскости игривость, вдохнул душу в лозунги, и получился этакий искренний «Мир, труд, май» в короткой юбке. Стиль советского пин-апа для Валерия Барыкина сложился после поездки в США, когда за железным занавесом он впервые увидел другую жизнь, которой боялись в родной стране. Это стало своеобразным откровением для художника.

новый коллаж2

Во время выставки я услышала интересный вопрос, брошенный как бы в пространство: «А в чём тут смысл? Ведь он должен быть, правда?» – обращался немолодой мужчина к женщине. Она в ответ пожала плечами, рассмеялась, и парочка направилась далее.

Я задумалась – и вправду, а должен ли быть смысл в отдельно взятых работах? Что, если суть не в потайной «главной мысли», которая откроет двери сознания в мир, которого не застал? Что, если, казалось бы, простое и понятное искусство кроет в себе множество смыслов, и в попытке понять, мы перестаем слушать себя? И относятся ли эти мысли к самому объекту мысли – сексуальности?

IO7rY8AUFng

Одни люди просто пробегают по выставке, другие скрупулёзно изучают; те, что моложе, – смущённо смеются, те, что постарше, – пытаются открыть в себе гибкость взглядов.

На картинах – повседневные сценки из жизни советских людей: официантки улыбаются клиентам, мальчишки подглядывают за девушкой, жена, хитро прищурившись, забирает у мужа зарплату.
Все эти сценки типичны, они жизненны – всегда интересно посмотреть на себя со стороны.

Но меня больше захватила другая тема – тема сдержанной сексуальности.

В современном мире абсолютно всё доступно. Можно управлять миром, не вставая с дивана. Это порождает быстрое пресыщение, а невозможность достижения цели – насилие.

Амнезия дошла до апофеоза в вопросе ценности сдержанности.
А выставка советского пин-апа возвратила к ним.  В недоступности есть красота, она включает фантазию, заставляет думать и испытывать эмоции, а не просто потреблять. Недоступность притягивает, переживания открывают новые горизонты сознания.

CVs0KmA0Sjw

Это не просто пин-ап, а путешествие к себе. Современным мир боится одиночества, гонится за теми, кто, как им кажется, подходит для веселья и привязанности, использует внешнюю привлекательность как предмет торгов. Женщина – как объект, мужчина – как созерцатель или обладатель этого объекта. Девушки начинают рано чувствовать себя женщинами, а женщины поздно понимают, что время ушло и быстро пытаются что-то сделать.

Это не просто пин-ап, а путешествие к себе

Женщина неспроста в кадре Барыкина. Дело далеко не в том, что лозунги быстро запоминаются, когда есть визуальный образ. Женщина в советском пин-апе художника умеет использовать свою красоту. Это вопрос самоуважения и мудрости. А людям современного мира порой очень не хватает этих важных вещей.