Насколько успешным будет сотрудничество, удастся ли построить новый, ещё более интересный театр в Кирове, судить рано. А пока редакция НС побывала на пресс-конференции с режиссёром и узнала, что такое комедия дель арте,  как важно не убить автора и почему дети гоняются за страстями.

О комедии дель арте

Этот стиль отходит от привычной системы Станиславского. Комедия дель арте – это более условный театр, это также профессиональная система. Он помогает актёрам находить новые подходы к своей роли и к пьесе в целом.  Например, через маски — архетипы.  Через них возможно создать «вечный» конфликт между слугами и хозяевами, между родителями и детьми, между мужчинами и женщинами.  Однако, что касается конфликта, то форма комедии дель арте не совсем принимает реализм, она как бы будет более поэтической и комической. Но это не значит, что она не может быть правдоподобной. Ведь комедия дель арте – это очень народный стиль, очень зрелищный в театре. Это живое искусство, а не музейный экспонат. Это искусство постоянно развивается. Да, имеет строгие формы, но вместе с тем достаточно гибко подстраивается под современное время. Этот жанр дает возможность общаться с представителями разных поколений, живущих в разное время.

О работе режиссёра и автора

У меня есть убеждение, что режиссёр должен тесно сотрудничать с автором пьесы. В России отличная школа режиссуры. Но, на мой взгляд, они убили автора. Например, мы идем смотреть спектакли Додина или Бутусова. На мой взгляд, это не совсем корректно. Ведь получается, что мы смотрим их пьесы, а не автора. Я хочу разделить эти два понятия. Чтобы отдельно были пьесы театрального режиссера,  к примеру, и отдельно – авторские. Но автор всё равно на первом месте. В современном театре я часто чувствую, что театральный человек и человек литературы не слышат друг друга, не понимают.  Во время своей работы в ТЮЗе я попытаюсь остаться в современной драматургии, но вместе с тем использовать театральные приёмы, которые всегда оставались в веках.

fFZXqNJzslIФото: Христина Стоянова

О Шекспире

Он безумно глубокий, бесконечный, но вместе с тем универсальный писатель. Он настолько хорошо понимает человеческие сущности и настолько интересно их раскрывает, что мы даже представить не можем, как вообще в своей жизни можем обойтись без Шекспира в театре. Даже если пройдут тысячелетия, его пьесы все равно будут на сцене. Ведь то, что он написал, универсально. Он писал о  молодых людях. Человек всё время растёт как личность, он преодолевает сложности, преграды, экзистенциальный кризис. Это очень символическое искусство, оно ярко показывает борьбу поколений, показывает стадии жизни человека. И именно эта борьба показывает, как человек переходит от одной стадии к другой. В пьесах Шекспира дети иногда так хотят гоняться за своими страстями, но они не понимают: нужно следовать мудрости, чтобы не попасть в ловушку этих страстей.  Как правило, в творчестве писателя всё вокруг того, как желания ставят человеку ловушку.

О себе

Впервые мой интерес к России вызвал Станиславский, когда я впервые познакомился с его знаменитой системой. Мне стало интересно изучить его метод, так сказать, изнутри. Но решился я приехать в Россию только в 2008 году. Теперь я работаю, курсирую между Россией и Францией.  Мне хочется жить в России. Я просто влюбился в русский народ, у меня много друзей в Петербурге. Я люблю русскую культуру, чувствую себя комфортно в русском театре. Но все равно нахожусь под влиянием и своей, родной культуры. Сейчас считаю себя наполовину русским. И эти разные подходы, разные влияния только обогатят искусство, я считаю. Западная Европа – это мой мир, и я хочу принести нечто новое сюда из этого мира. Но всё же русский менталитет мне ближе французского что ли. Возможно, французам такой выбор может показаться странным, но я живу здесь, и мне нравится.