Два ряда на сцене, железная «земля», деревья, ружья. Вот так просто от состояния стороннего наблюдателя попадаешь в другую реальность.

Спектакль объединил два рассказа: «Божье дерево» и «Добрый Кузя».  Можно сказать, что, несмотря на две части спектакля, получился один большой рассказ о войне. Внутренней войне, как ни странно.

Она ощущается уже с декораций. На сцене железный каркас, стилизованный под землю, на которой растут деревья. И ружья. То есть, последние, конечно, просто установлены для удобства. Но уже в самом этом явлении ощущается какая-то нестыковка. Как деревья могут расти из железной почвы? Как вообще там может теплиться какая-то жизнь? Железо и оружие больше подходят друг другу.

5KcgE0Q2_wAПервый спектакль «Божье дерево» повествует, как мы знаем, о судьбе Степана Трофимова, рядового солдата, каких на фронт уходили миллионы. «Да ушёл я, ушёл» – кричит молодой Трофимов, пока командир подгоняет взвод. Фраза словно бы из другого измерения. Только перед войной солдат может так отчитываться, только её он слушается теперь. Трофимов сосредоточен, внутри него уже началась война, уже складывает в потаённый ящичек воспоминания о доме, чтобы однажды они спасли ему жизнь. Война кончится, когда он ощутит себя защитником, когда перестанет думать о малом. Он уходит, а на сцене остается мать, которая продолжает петь детскую колыбельную. Её сын стал солдатом, он рвется в бой. Война внутри кончилась, и началась настоящая. Он не вернётся. Но мать этого ещё не знает.

В «Добром Кузе» декорации вновь привлекают внимание. На «землю» кладут коврики (какие есть только в деревенских домах), затем колхозники парятся в бане после полевых работ. Но, несмотря на довоенную радость и мечту о процветании, железо невозможно спрятать. Оно уже проглядывается сквозь эти коврики спокойной и тихой жизни, его слышно. Как и первые звуки войны, которые невозможно спрятать или перестать слышать.

Но какое же место в постановке отведено Кузе? Он праведник, он добровольно не получает пенсию, никому не мешает. Он дурачок, он Бог, он «первый на деревне». Кузя – олицетворение надежды. Он белый флаг, который заметили люди, измотанные внутренней войной с отчаянием. И заметили только теперь. По рассказу Кузя умирает и отдает все имущество будущей победе. В сердце каждого он оставляет частичку этой надежды, он отдает самого себя победе. Которую должен одержать каждый человек ради себя и мира, в котором он живёт.

***

После спектакля люди встают и тихо уходят. Сзади слышится «я просто в восторге», «я в шоке». Конечно, каждый реагирует по-своему. Но кажется, словно люди перестали видеть и чувствовать. Словно восприятие всегда проходит сквозь фильтр перфоманса или «Instagram».

В спектакле «Добрый Кузя» зацепило слово в конце: мИроприятие. Приятие мира. Принятие мира. Возможно, чтобы научиться воспринимать такие спектакли, нужно всего лишь перестать воспринимать поход в театр как мероприятие. Возможно, стоит просто погрузиться в себя и спокойно, без лишних заезженных слов попытаться принять эту маленькую часть театрального мира.

PAJD_x1vsQc