Начнём с того, что лекция «Городской транспорт» была организована на общественные средства. Активисты движения «Красивый Киров» и «Дизайн-сообщество» объявили сбор денег в ноябре 2015 года. Небольшую часть средств отправили неравнодушные люди. Но в основном с оплатой лекции помогло интерактивное агентство «NOVADO», а «Галерея прогресса» предоставила помещение. Деньги были собраны в срок. Лекция состоялась.

IMG_3548

В ходе почти трёхчасовой лекции Алексей Радченко, экс-руководитель отдела навигации Департамента транспорта Москвы, рассказал практически всё об общественном транспорте, затронув даже тему заработка в автобусах, троллейбусах, трамваях и метро. Аркадий Гершман, урбанист и автор блога о городах, говорил об остановках. Без эпичных примеров, конечно же, не обошлось.

IMG_3553

IMG_3556

Кажется, тема общественного транспорта выглядит очень скучной. Но лекция скорее напоминала беседу: были и вопросы публике, и шутки. Если серьёзно, то тема городского транспорта никогда не казалась столь интересной, а лекция – такой простой, понятной и полезной.

Проблема современного общественного транспорта – соперничество. Например, конкуренция между метро и трамваями, автобусами и троллейбусами. Но этого не должно быть. Главный соперник общественного транспорта – частный автомобиль. Но, к сожалению, люди этого не понимают.

Алексей Радченко

IMG_3559

Лекторы предложили пути влияния на инфраструктуру городского транспорта. Среди них, например, написание жалоб. Имеется в виду, что можно сообщить о чём угодно в Департамент общественного транспорта. Или же позвонить по указанному в салоне автотранспорта номеру телефона – ещё один путь. Всё это работает эффективнее, чем вы могли себе это представить.

IMG_3566

IMG_3591

В ходе лекции гости, к сожалению, никак не соприкасались с Кировом, только вскользь говорили про плачевное состояние остановок. Поэтому мы сами обратились к ним.

– Сегодня вы гуляли по городу, даже катались на троллейбусе. Поделитесь, что понравилось, а что – нет в местной транспортной инфраструктуре.

Алексей: Приглянулось цветовое решение: красные автобусы. Это сразу бросается в глаза. И кажется, что транспорта много. Но, к сожалению, нет общего цветового деления.

Аркадий: «Плюсом» является то, что совершенно не видели маршруток, только автобусы большой вместительности. Но по городу ездят в основном «ПАЗики», а «ПАЗики» – это картошку в поле копать.

Алексей: В Кирове представлен электротранспорт: используются троллейбусы. Это очень хорошо для экологии и бесшумно.

Аркадий: Но плохо, что нет приоритета в таком виде общественного транспорта. Нет единой выделенной полосы, поэтому теряется смысл экологически чистого транспорта, если он стоит в пробке.

Алексей: Всё ещё очень много людей пользуется общественном транспортом. Их много на остановках, внутри автобусов и троллейбусов. Видно, что востребована система. И это, бесспорно, здорово.

Аркадий: Также нет внятного билетного меню. Большинство пассажиров используют бумажные билеты, расплачиваясь наличными с кондукторами. Внедрение билетного меню не требует никаких затрат, это не ставить остановку – разработать, распечатать и внедрить. Но этого ничего нет.

Алексей: Мы сами проехали на троллейбусе и на чём-то ещё. Обслуживание стандартное, но я упёрся в потолок. (смеётся) Кирову не хватает низкопольных троллейбусов.

Аркадий: Если отталкиваться от идеала, то в Кирове всё плохо. Но такое положение практически в каждом городе нашей страны, за редкими исключениями.

Алексей: В Кирове мы увидели хороший базис, который нужно просто развивать и очень быстро двигать вперёд. Главное, есть с чего начать: сделать отдельные полосы для электротранспорта, внедрить билетное меню и какие-то сервисы. И станет сразу же намного лучше.

Аркадий: Не нужно относиться к общественному транспорту, будто это сервис для бедных, кто не может позволить себе машину. Мы заслужили хороший городской транспорт.

В Кирове мы увидели хороший базис, который нужно просто развивать и очень быстро двигать вперёд. Главное, есть с чего начать: сделать отдельные полосы для электротранспорта, внедрить билетное меню и какие-то сервисы. И станет сразу же намного лучше.

Алексей Радченко

IMG_3611

– А как дела обстоят с остановками?

Аркадий: С остановками, на самом деле, в Кирове всё обстоит намного хуже. Их практически нигде нет. Повесить знак не значит сделать остановку. Мы увидели только две-три остановки, которые более-менее соответствуют каким-то нормам: например, защищают от ветра. Как мы выяснили, в Кирове просто никто не жалуется, следовательно, чиновники считают, что всё нормально и люди удовлетворены. Но ведь это не так.

Алексей: Есть ещё пример. Я шёл сегодня в Кирове мимо остановки, увидел рекламные объявления, сорвал одно из них. Кто-то из прохожих: «О, там ещё одно!» Я обращаюсь к пассажирам, мол, никто из вас не может сорвать что ли, вас же здесь много? И они начали срывать их. То есть им нужен был просто какой-то мотив, и всё.

IMG_3580

– По десятибалльной шкале оцените инфраструктуру кировского общественного транспорта, где 10 – это высший балл.

Аркадий: Я бы поставил «4».

Алексей: А мне понравилось. Я поставлю «6». Кирову, конечно, есть куда двигаться. Но база есть. А на фоне других выглядит не так уж и плохо.

Аркадий: Да ну? А Москве бы сколько поставил? (смеётся)

Алексей: Это дискуссионный вопрос. Поговорим об этом в поезде. (смеются)

IMG_3617

– А какой, на ваш взгляд, город с самой худшей инфраструктурой городского транспорта? Ну и лучший тоже назовите.

Аркадий: Самый худший пример плохо развитой инфраструктуры общественного транспорта – Омск. Вместо того, чтобы реанимировать трамвайную систему, государство тратит деньги на строительство метро, которое городу в принципе не нужно, так как это дорогой вид транспорта. Если они будут продолжать такими же темпами, то в лучшем случае станции метро они увидят лет таки через 20, а всё это время люди будут просто страдать. На примере Омска это просто неэффективное денежное распределение в погоне за какой-то мечтой: «Мы город-миллионик, нам нужно метро».

Самый лучший вариант инфраструктуры общественного транспорта – Москва. В столице хотя бы появилось понимание среди чиновников, как это всё должно работать и двигаться. То есть тут мы хотя бы видим разработанную систему безбилетного проезда, также скоро внедрят безлимит на поездки. Мы считаем, что к этому должен стремиться любой город.

– А в чём вообще проблема такой удручающей ситуации с городским транспортом?

Аркадий: Конечно же, проблема в кадрах.

Алексей: Нет определённого системного подхода. Ведь любая инфраструктура – система.

– Но ведь какое-то время вы были теми самыми чиновниками. Почему ушли?

Чиновники никогда не просыпаются с мыслью: «Нам нужно всё менять к лучшему». Для этого нужен определённый запрос.

Аркадий Гершман

Алексей: Раньше мы занимали места «тех самых чиновников», но на самом деле снизу действовать намного проще. Да и запретов много было.

Аркадий: Чиновники никогда не просыпаются с мыслью: «Нам нужно всё менять к лучшему». Для этого нужен определённый запрос. Своими лекциями, семинарами мы его создаём. Просвещаем людей в сфере общественного транспорта: рассказываем, как это должно выглядеть, как можно повлиять.


Вне сомнений, в Кирове есть запрос на качественную инфраструктуру городского транспорта. Делает ли кто-нибудь что-то для этого? Не знаем, но если хотите что-то поменять начните действовать прямо сейчас.

Фото: Екатерина Веремьёва