Как правильно говорить о современном искусстве? Как понимать его? Как научиться видеть, чтобы не унижать достоинства духовного мира самих художников и не казаться самим себе непробиваемыми дураками? Вопросы больше похожи на пулеметную очередь.

А если честно, мне всегда было интересно, как говорить о современном искусстве, как научится его воспринимать и пропускать через себя.

В Галерее Прогресса открытие выставки коллекции «Эрарты».

По залам бродят хороший вкус под руку с современным артом. Люди здесь всего лишь гости, они ничего не решают, и, как и полагается людям цивилизованным, пытаются понять хозяев и вежливо кивают.

Я теряюсь, даже не знаю, с чего начать… Передо мной полотно, которое нужно увидеть. Или хотя бы почувствовать. И сразу первое осознание – нужно отключить аналитика. Искусство, содержащее поток сознания, по определению нельзя воспринимать мозгом. Это как наркотик – чем больше погружаешься, чем меньше связи в реальностью, тем больше кайфа.

А реальности пока слишком много. Выключаю телефон. Закрываю глаза. «Только я и картина, я и картина». Наконец чувствую первые проблески какого-то нового необычного чувства. Я смотрю на картину, где девочки в платьях держат в руках огромную рыбу. Название — «Сказка». Первое, что бросается в глаза – лица. Они не детские и не взрослые. Они застыли где-то посередине. Но радуются. Может, это взросление? Может, прямо в ту секунду девочки впервые осознают себя в вечном мире взрослых? Интересный вопрос. Меня почему-то возвращает в собственное детство. Ностальгия что-ли. А, может, мне просто кажется, и пора этому явлению вновь вернуться в голову швейцарских врачей, которые ее впервые придумали.

erarta-2

Наконец, я нахожу свой способ понимания. Визуализация. Вот, предположим, перед вами набор непонятных (на первый взгляд) точек, клякс, линий и так далее. Что вы увидите? Ну, тут наверное автор хотел сказать, что … И начинается соло фантазии. А потом вы видите название «Природное звукоизвлечение». Окончательный взрыв. Вот и у меня так же. В следующую секунду мозг неожиданно меняет стратегию. Отключаюсь от собранных образов и начинаю с названия. Это удивительно, но в то же мгновение клякса превращается в кустарник, а линия – в дерево. Я слушаю нарисованный шелест листьев и этого дерева, слушаю птиц, в чаще нарисованного несколькими мазками леса, я вижу звук. И это потрясающе. Такие секунды нужно запоминать.

erarta-3

Современная живопись – это, в каком-то смысле, не направление в искусстве, оно не академично, не преследует цели научить или доказать очередную догму всесовременного осознания человека в мире искусства, как такового. Это живое существо. Его не нужно пытаться выследить или препарировать в поисках заветной золотой кости. Его стоит просто рассмотреть, запечатлеть в