Система российского образования устроена таким образом, что победитель в ЕГЭ-балльной гонке за бюджетное место в высшем учебном заведении получает всё …

И с момента своего триумфа студент-бюджетник приобретает отличного спонсора в лице государства, который платит за обучение до конца учебных дней, возможность участвовать в научных мероприятиях от своего вуза, ежегодный отдых в университетском санатории-профилактории или даже на море, а также стипендию — самый приятный бонус для большинства будущих профессионалов. Да, отличный повод для победителей открыть бутылку шампанского, главное — не пристраститься, переехав в общежитие, которое, кстати, предоставляется в первую очередь.

Однако отставшим от лидеров не стоит отчаиваться. Чтобы после гонки почувствовать себя в одной комнате для пресс-конференции с «бюджетниками», придётся заплатить из собственного кошелька. И за учёбу, и за участие в студенческих форумах, круглых столах, и за отдых на море (что с одной стороны хорошо, потому что можно выбрать райское местечко на свой вкус, а не командироваться за бюджетные средства в прелестные курорты Краснодарского края) или в санатории. Чем заменить маленький ежемесячный денежный повод для радости и гордости, нужно будет подумать самостоятельно, а также как и где жить, если мест в общежитии будет недостаточно. Зато в самом важном — способности к прокачке интеллекта — разницы между «бюджетниками» и «платниками» нет, и каждый может реализовать главную цель поступления — посеять в свою голову семечки знания. В таком количестве и качестве, чтобы в будущем они смогли принести сочные плоды. Преподаватели ко всем студентам относятся одинаково, они не знают, кто есть кто, ведь визуально коммерческие студенты никак не выделяются: над головами, как в FIFA, не светится надпись, никто не выдаёт на входе в университет белые футболки одним, а чёрные — другим, и даже столовая для всех одна. Кроме того, к счастью и сохранению полноты кошелька, возможность обрести спонсора в лице государства есть у каждого «платника». Для этого нужно не совершить ошибок на двух кругах подряд, а если отойти от гоночной темы, то нужно закончить две сессии подряд без троек. В таком случае заявление о переводе на бюджетную форму обучения будет рассмотрено специальной комиссией. Разумеется, чем выше оценки в зачётке и чем блистательнее заслуги перед университетом, тем больше шансов попасть в бюджетное местечко, при условии, что такое у вуза есть. Так что обучение за свой счёт может послужить студенту великолепной мотивацией.

При таких условиях встаёт вопрос: зачем платить за обучение, но при этом не учиться? Более того, многие студенты не просто прозябают в стенах университета, но и не знают, будут ли вообще работать в будущем по своей специальности. К примеру, половина (150 человек!) выпуска ВГСХА 2014 года не работает по специальности. Диплом ради диплома? Не разумнее ли в таком случае купить корочки в переходе или другой «корочкопродавательной» организации, а сэкономленной суммой (в среднем цена за 1 год обучения в кировских вузах составляет около 70 тысяч рублей) сделать более полезное капиталовложение? Безусловно, недостаточная организованность в системе трудоустройства — вина не только будущего работника, но и государства, которое всё же изо всех сил старается эту систему наладить. Госдума в конце прошлого года заявила, что может принять поправки в Трудовой кодекс, согласно которым работодателям запретят принимать на работу людей, у которых нет нужного профильного образования и стажа. Плюсом такой реформы можно выделить то, что выпускники школ будут очень скрупулёзно относиться к выбору дальнейшего образования, однако велика возможность возникновения проблем с реализации этой идеи. Депутат Законодательного собрания Кировской области Михаил Курашин отрицательно относится к таким поправкам, а одной из причин их нецелесообразности выделяет отсутствие должного анализа востребованности трудовых ресурсов: государство не может сказать, каких и сколько специалистов нужно готовить. Поэтому пока студентам по-прежнему приходится рассчитывать только на самих себя.

Так давайте же действовать рационально и конструктивно.

Константин Кобелев